Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано»
Описание образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано»
Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных
инструментов, благодаря универсальности фортепиано как инструмента,
используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской
практике. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку
разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Целью обучения данной программе следует считать общее развитие
всех параметров личности, что и следует из названия программы. Известно,
что обучение музыке является эффективным средством развития
психической и интеллектуальной сферы. Оно открывает доступ к
врожденным нейронным механизмам, ответственным за восприятие,
понимание и воспроизведение музыки.
Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и
она является своего рода предъязыком. Специальные исследования доказали
особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Это
обусловлено наибольшим представительством нервных клеток в коре
больших полушарий мозга кистей рук (до 60%).
Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных
координированных движений является мощным средством активации коры
головного мозга, ускоряет созревание центра речи и сопровождается
усилением межполушарных связей. Воздействие музыкой обладает
наибольшей эффективностью в период ускоренного развития мозга.
Задачами программы являются:
- ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими
возможностями и разнообразием приемов игры;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
- формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего
самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения,
дисциплины;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и
умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных
направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов,
становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических
форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования,
подбора по слуху.
Дополнительное образование.
Форма обучения – очная, индивидуальная и групповая.
Нормативный срок обучения – 5 лет.
Аккредитации нет.
Обучение осуществляется на русском языке.
Численность обучающихся: наполняемость групп до 10 человек.
Учебные предметы:
«Специальность и чтение с листа»
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе
репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого
обучающегося. Основным отличием данной программы является её
адаптированность к условиям сельской местности. Общеизвестно, что в
сельской школе дети задействованы на 100%: это и внеурочные часы, и
проектная деятельность, и спортивная. Данная программа позволяет
варьировать нагрузку на ребёнка в связи с педагогической
целесообразностью, так как её основными педагогическими принципами
являются свобода, игра и состояние успешности для каждого ребёнка.
Инструмент фортепиано пользуется большой популярностью и
любовью. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального
материала: популярные образцы классической музыки, джазовые обработки,
шедевры народной песни и городского романса, а также лучшие образцы
популярной эстрадной музыки. Обучение игре на фортепиано включает в
себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры,
овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки
самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт
творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
«Ансамбль»
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественно-осмысленные трактовки произведений,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух,
формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое
музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им
уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных
занятиях музыкой.
«Хоровой класс»
Хоровое пение в системе предметов ДШИ занимает важное место, так
как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их
кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.
Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к
хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать
потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что
хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и
развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,
строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон
певческих возможностей детей.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и
поэтической фразой, формой всего произведения, над умением
почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего
произведения, так и отдельных его частей.
«Сольфеджио»
Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе
занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание
теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления
учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным
явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с
его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач
педагога по сольфеджио является выработка у обучающихся слуховых
представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние
слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе
обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики
учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта –
профессионала, так и любителя.
«Слушание музыки»
Предмет «Слушание музыки» направлен на развитие навыков
художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно
анализировать услышанную музыку, позволяет развить эмоциональность,
отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления
от музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры
слушания музыкальных произведений, духовному совершенствованию
ребенка и развитию его интеллекта.
«Музыкальная литература»
Основополагающим принципом построения данной программы по
музыкальной литературе является жанровый подход, а также освоение
музыкального искусства по эпохам, стилям, направлениям. Первый год
обучения посвящен изучению средств музыкальной выразительности и их
влиянию на характер музыкального произведения. Особое внимание
акцентируется на осознании выразительной роли мелодии как основы
музыкального образа произведения. Учащиеся знакомятся с основными
музыкальными формами, применяемыми в музыке. Уделяется внимание
нахождению основных элементов музыкального языка, общих для различных
видов искусств. К ним относится интонация, общие композиционные
закономерности, принципы формообразования и др. Второй и третий год
обучения посвящен изучению произведений (целиком или фрагментарно)
различных жанров: вокально-хорового, инструментального, оперного и
симфонического, которым рекомендуется придать историко-
монографическое направление. Четвертый и пятый годы обучения включают
в себя более подробное знакомство со стилями в искусстве и современными
музыкальными жанрами. В основу положена историческая
последовательность изложения материала по основным эпохам развития
музыкального искусства.
Практическая деятельность обучающихся реализуется через
участие в концертах и конкурсах разного уровня.
Дистанционное обучение не реализуется.