СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Паспорт программы Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программы Срок реализации программы Сведения о затратах учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебно - тематический план Краткое содержание изучаемого курса Ожидаемые результаты Формы и методы контроля, системы оценок Методическое обеспечение учебного процесса Инструкция по технике безопасности Списки рекомендуемой учебной и методической литературы 1 3 5 6 6 6 9 10 40 43 43 43 45 46 1. 1. Полное название 2. 3. 4. 5. 6. Направленность Тип программы Вид деятельности Автор-составитель Цели 7. Задачи ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» Художественная Общеразвивающая Музыкальное искусство Сергеевичева Екатерина Сергеевна Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве и классической музыке, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, выработка устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства - ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; - формирование навыков игры на музыкальном инструменте; - приобретение знаний в области музыкальной грамоты; - приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; - формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; - оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; - воспитание стремления к практическому 2 8. 9. Форма обучения Краткое содержание 10. Возрастная категория 11. Категория состояния здоровья 12. Период реализации программы 13. Продолжительность реализации программы в часах 14. Число детей, обучающихся в группе 16. Место реализации использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Очная Программа «Фортепиано» способствует формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности. Содержание учебных предметов ОРЗП Музыкальное творчество «Фортепиано» направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественнотворческих умений и навыков в области музыкального искусства. 6,5-17 лет Дети с основной группой здоровья 45 месяцев 990 4-10 человек МАУ ДО «ДШИ» Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла Маркса, д. 5. 3 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов, благодаря универсальности фортепиано как инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, выработка устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Целью обучения данной программе следует считать общее развитие всех параметров личности, что и следует из названия программы. Известно, что обучение музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы. Оно открывает доступ к врожденным нейронным механизмам, ответственным за восприятие, понимание и воспроизведение музыки. Мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком. Специальные исследования доказали особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Это обусловлено наибольшим представительством нервных клеток в коре больших полушарий мозга кистей рук (до 60%). Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является мощным средством активации коры головного мозга, ускоряет созревание центра речи и сопровождается усилением межполушарных связей. Воздействие музыкой обладает наибольшей эффективностью в период ускоренного развития мозга. Задачами программы являются: ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; - формирование навыков игры на музыкальном инструменте; - приобретение знаний в области музыкальной грамоты; - приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; - формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; - оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; 4 - воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; - воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху. 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Фортепиано» составлена на основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 1910139/06ГИ «О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах в детских школах искусств и адаптирована к условиям Армизонской ДШИ, ориентирована на контингент обучающихся на фортепианном отделении и отделении народных инструментов. Рассмотрена и одобрена Педагогическим советом МАУ ДО ДШИ Армизонского района протокол № 1 4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа реализуется за 45 месяцев (165 недель) в течении 5 лет. 5. СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Количество академических аудиторных часов рассчитано, исходя из учебного плана и реализуется посредством следующих учебных предметов: 5.1 «Специальность и чтение с листа» - срок реализации 45 месяцев Год обучен ия Аудиторн Аудиторн Самостоятельн Самостоятельн Всег ые занятия ые занятия ые занятия в ые занятия в о в неделю в год неделю год часо 5 1 2 3 4 5 ИТОГО 2 2 2 2 2 66 66 66 66 66 330 2 2 2 2 2 66 66 66 66 66 330 в 132 132 132 132 132 660 5.2 «Ансамбль» Предмет реализуется с 3 года обучения Год обуче ния 3 4 5 Аудитор ные занятия в неделю 0,5 0,5 0,5 ИТОГО Аудитор ные занятия в год 16,5 16,5 16,5 49,5 Самостоятел ьные занятия в неделю Самостоятел ьные занятия в год 0,5 0,5 0,5 16,5 16,5 16,5 49,5 Все го час ов 33 33 33 99 5.3 «Хоровой класс» Предмет реализуется в течении 45 месяцев Год Аудиторные обучения занятия в неделю 1 1 2 1 3 1,5 4 1,5 5 1,5 ИТОГО Аудиторные занятия в год 33 33 49,5 49,5 49,5 214,5 Самостоятельные Самостоятельные Всего занятия в неделю занятия в год часов 1 1 1,5 1,5 1,5 33 33 49,5 49,5 49,5 214,5 66 66 99 99 99 429 5.4 «Сольфеджио» Предмет реализуется в течении 45 месяцев Год Аудиторные обучения занятия в неделю 1 1 2 1,5 3 1,5 4 1,5 5 1,5 ИТОГО Аудиторные занятия в год 33 49,5 49,5 49.5 49,5 231 Самостоятельные Самостоятельные Всего занятия в неделю занятия в год часов 1 1,5 1,5 1,5 1,5 6 33 49,5 49,5 49,5 49,5 231 66 99 99 99 99 462 5.5 «Слушание музыки» Предмет реализуется в течении 18 месяцев, с 1по 2 год обучения Год Аудиторные обучения занятия в неделю 1 1 2 1 ИТОГО Аудиторные занятия в год 33 33 66 Самостоятельные Самостоятельные Всего занятия в неделю занятия в год часов 1 1 33 33 66 66 66 132 5.6 «Музыкальная литература» Предмет реализуется в течении 27 месяцев с 3 по 5 год обучения Год Аудиторные обучения занятия в неделю 3 1 4 1 5 1 ИТОГО Аудиторные занятия в год 33 33 33 99 Самостоятельные Самостоятельные Всего занятия в неделю занятия в год часов 1 1 1 7 33 33 33 99 66 66 66 198 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п.п Наименование учебной области/учебный предмет Годы обучения (классы), количество часов в неделю (аудиторные часы) 1 2 3 4 5 Итоговая аттестация (класс и формат) Обязательная часть 1. Учебные предметы исполнительской подготовки 1.1 Специальность и чтение с листа 2 2 2 2 2 5, экзамен 1.2 Ансамбль - - 0,5 0,5 0,5 1.3 Хоровой класс 1 1 1,5 1,5 1,5 5, зачет с оценкой 5, зачет с оценкой 2. Учебные предметы историко-теоретической подготовки 2.1 Сольфеджио 1 1,5 1,5 1,5 1,5 5, экзамен 2.2 Слушание музыки 1 1 - - - 2.3 Музыкальная литература - - 1 1 1 2, зачет с оценкой 5, зачет с оценкой Недель в учебном году 33 33 33 33 33 Всего часов по годам обучения аудиторных часов Всего часов за курс обучения аудиторных часов 165 181,5 214,5 214,5 214,5 ИТОГО 990 6. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Учебный предмет Специальность и чтение с листа Ансамбль Хоровой класс Сольфеджио Слушание музыки Музыкальная литература Форма проведения аудиторного занятия индивидуальная Количество учащихся мелкогрупповая групповая групповая групповая групповая 2 от 11 4-10 4-10 4-10 8 1 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7.1 «Специальность и чтение с листа» Год обуче ния Ча сы 1 66 2 66 Объем программы Гаммы, аккорды, упражнения Ознакомлени ес инструменто м «фортепиано », основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд тоническое трезвучие отдельно каждой рукой. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлече ния, владения основными видами штрихов. Пьесы Продолжени е работы над 4 разнохарак Этюды Полифони я Разучивани е в течение года 10-12 разнохарак терных произведен ий из "Школы игры на фортепиано " под ред. Николаева, или Хрестомати и для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано Крупная форма Чтение с листа Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста. 4 этюда 9 2-3 произведен Чтение с листа 3 66 совершенств ованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлече нием. Работа над упражнениям и, формирующи ми правильные игровые навыки. гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву. Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемы м элементом выразительн ого исполнения. Гаммы ля, ре, ми, соль, доминор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 терные пьесы, 4 разнохарак терные пьесы ия полифонич еского стиля 4 этюда, 10 2 полифонич еских произведен ия одной рукой. 1 часть произведе ния крупной формы Продолжа ется работа над формиров анием навыков чтения с листа. октавы. 4 66 Гаммы Си 2-3 пьесы мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним, хроматическ ие гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы. 4-5 этюдов 2 1 часть полифонич крупной еских формы произведен ия Продолже ние формиров ания навыков чтения с листа 5 66 В течение учебного года ученик должен пройти не менее 10 различных по форме музыкальных произведени й. Требования по гаммам: Закрепление гамм, пройденных в 7 классе. Выпускн ой экзамен - 1 этюд (для поступа ющих в музыкал ьное училище 2 этюда, один из них октавны й) Выпускной экзамен - 1 полифонич еское произведен ие Заниматьс я чтением с листа и изучение м музыкаль ной терминол огии. Выпускной экзамен - 1 концертная пьеса 11 Выпускно й экзамен 1 произведе ние крупной формы (классиче ское или романтич еское) 7.2 «Ансамбль» Год обучения 3 Количество часов 16,5 4 16,5 5 16,5 Объем программы Приобретаемый навык Объём программы: 5- Формирование навыка 6 ансамблей. слушания партнёра, восприятие всей музыкальной ткани в целом. Партнёры подбираются по близкому уровню подготовки. Основу репертуара составляют несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Объём программы: 5- Продолжение работы над 6 ансамблей с разной формированием навыков степенью готовности. ансамблевого музицирования, умением слушать мелодическую линию, выразительно её фразировать. Грамотно и чутко аккомпанировать партнёру, совместно работать над динамикой произведения, анализировать содержание и стиль произведения. Объём программы: 5- Продолжение работы над 6 ансамблей. навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. 12 7.4 «Хоровой класс» 1 год обучения Календарные сроки I полугодие II полугодие Тема и содержание занятий Количество часов Начальные вокально- 15 хоровые навыки. Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя. Певческое дыхание: прием костноабдоминального дыхания. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением. Вокальноинтонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре. Развитие диапазона: головное резонирование Звуковедение: приемы пения legato. Мягкая атака звука в нюансах mp и mf. Ансамбль: воспитание навыков понимания дирижерского жеста, навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения. 16 6 Дикция: свободная работа артикуляционного аппарата детей, работа над округлением гласных, одновременное произнесение согласных. Интонационные навыки: 18 работа над унисоном в хоре при развитом фортепианном аккомпанементе. Точное интонирование диатонических ступеней лада. Дыхание. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости от темпа и стиля исполняемого 13 сочинения. Первоначальная работа над цепным дыханием. Метроритм: выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом, ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли. Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов non legato. Исполнительские задачи: развитие выразительности исполнения, работа над нюансами в произведениях анализ текста произведений, начальная работа над музыкальной фразой. Понятия куплет, фраза, мотив. Осмысленное и артистическое исполнение программы. ИТОГО 33 2 год обучения Календарные сроки I полугодие Тема и содержание занятия Количество часов Закрепление начальных 15 певческих навыков. Певческая установка. Понятие и понимание дирижерских жестов. Указания дирижера: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание». Певческое дыхание. Дыхательные упражнения перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы 14 II полугодие (короткое и активное в быстрых произведениях, более 24 7 спокойное, но также активное – в медленных). Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения) и ощущением фразировки. Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Красота и естественность звучания голоса. Развитие музыкального слуха у учащегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Умение хорошо слышать себя и соседапевца. Дикция. Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных. Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Навыки legato (распевание слогов) и других штрихов. Совершенствование активного дыхания на non legato в вокальных упражнениях, попевках. Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «non legato», стремление к напевному звуку, кантилене. Ритм и пульсация. 18 Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая. 15 Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения. Владение нюансами (филировка звука). Упражнения на активность дыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и diminuendo. Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Темп. Продолжение освоения ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах. Развитие ритмического мышления. Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. На примере распевания знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом и синкопой. Пауза. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей. Работа над интонацией. Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. Устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. Исполнение произведений в удобной тесситуре и ограниченном диапазоне. Пение нотного текста по партитуре. Грамотный разбор 16 произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Концертное выступление. ИТОГО 33 3 – 5 годы обучения Календарные сроки I полугодие Тема и содержание занятий Количество часов Певческая установка. 67,5 Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Дыхательные упражнения. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (staccato). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение на опоре. Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках в несколько тактов. Закрепление навыков звуковедения. Контроль и освобождение певческого аппарата. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. Развитие навыков многоголосия. Упражнения на двухголосие, используя различные его виды: подголосочное, имитационное, 17 II полугодие каноническое. Пение несложных двухголосных произведений с сопровождением. Двухдольный и четырехдольный размеры. Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры. Ознакомление с куплетной формой, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Запев, припев, сочетание запевов солиста или группы солистов с хором. Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном метре. Совершенствование 1,5х18х3=81 ансамбля и строя. Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Многоголосие. Развитие навыка интервального мышления. Выработка чистой интонации при двухголосном пении. Продолжение работы над освоением музыкальной формы. Знакомство с произведениями крупной формы. Определение формы куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др). Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой. Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; различные 18 виды фермат. Понимать указание дирижера, касающееся агогических и динамических изменений. Концертное выступление. ИТОГО ЗА ВСЕ ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАМММЫ 148,5 214,5 7.5 «Сольфеджио» Первый год обучения I-полугодие № Наименование п/п раздела, темы 1 2 3 4 5 6 7 Вид Общий объем времени (в часах) учебного Максимальная Самостоятельная Аудиторные занятия учебная работа занятия нагрузка с Урок 2 1 1 Знакомство предметом. Знакомство с клавиатурой, октавы, скрипичный ключ, нотоносец, ноты. Гамма домажор. Написание нот в первой октаве. Пение гаммы. Длительности – целая, половинная. Ритмические упражнения, правописание длительностей Запись нот в скрипичном ключе во второй октаве. Длительности – четвертная, восьмая. Правописание длительностей. Гамма Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 ля- Урок 2 1 1 19 минор. Интонационные упражнения. 8 Контрольный урок. 9 Повторение. Мажор, минор. Вокально – интонационные упражнения. 10 Устойчивые и неустойчивые ступени в ладу. 11 Басовый ключ. Написание нот малой октавы. 12 Размеры 2/4 и 4/4 13 Ритмические упражнения и диктанты. 14 Закрепление материала. 15 Контрольный урок. Итого: Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 30 15 15 II полугодие № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы раздела, Вид учебного занятия Повторение пройденного материала. Тон и полутон. Знаки альтерации – диез бемоль, бекар. Ритмические упражнения. Ритмический диктант (2/4, 4/4) Строение мажорной гаммы. Построение мажорной гаммы от звука. Строение минорной гаммы. Построение минорной гаммы от звука. Порядок появления диезов и бемолей Размер 3/4. Ритмические упражнения. Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоя учебная тельная нагрузка работа 2 1 Аудиторн ые занятия 1 Урок Урок 2 2 1 1 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 20 Вокально-интонационные упражнения. 9 Закрепление пройденного материала. 10 Контрольный урок. 11 Затакт. 12 Паузы целая и половинная. Ритмические упражнения. 13 Паузы четвертные и восьмые. Ритмические упражнения. 14 Длительность шестнадцатые. 15 Опевание устойчивых ступеней мажора, вводные звуки. 16 Опевание устойчивых ступеней минора 17 Закрепление пройденного материала. 18 Контрольный урок. Итого: ВСЕГО ЗА ГОД 8 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок Урок Урок 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 1 1 Урок 2 36 66 1 18 33 1 18 33 Второй год обучения I-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Повторение пройденного за первый год обучения материала Три вида минора. Слуховой анализ, ритмические упражнения. Работа с минорными тональностями с одним знаком при ключе. Вокально – интонационные и ритмические упражнения. Три вида мажора. Слуховой анализ, Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 5 2 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 2 3 4 5 21 Аудиторные занятия 3 ритмические упражнения 6 Работа с мажорными тональностями с одним знаком при ключе. 7 Контрольный урок 8 Интервалы. Ступени 9 Интервалы. Консонансы, диссонансы. Гармоническое и мелодическое изложение. Слуховой анализ. 10 Работа в минорных тональностях с двумя знаками при ключе. Вокальноинтонационные упражнения. 11 Правописание нот в большой, контроктаве и суб-контр октаве. Знак переноса на октаву. 12 Работа в мажорных тональностях с двумя знаками при ключе. Вокальноинтонационные упражнения. 13 Правописание нот в 3 и 4 октавах. 14 Закрепление материала 15 Контрольный урок. Итого Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 37,5 1 15 1,5 22,5 II - полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Интервалы. Урок Совершенные консонансы ч1, Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 22 Аудиторные занятия 1,5 2 3 4 5 6 ч8. Вокальноинтонационные упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы. Совершенные консонансы ч4, ч5. Вокальноинтонационные упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы м2, б2. Вокальноинтонационные упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы м3, б3. Вокальноинтонационные упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы м6, б6. Вокальноинтонационные упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Интервалы м7, б7 вверх и вниз от звука. Вокальноинтонационные Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 23 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 упражнения, слуховой анализ. Построение интервалов от звука вверх и вниз. Закрепление всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз. Закрепление всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз.. Закрепление всех пройденных интервалов от звука вверх и вниз.. Контрольный урок. Принцип тяготения ступеней лада. Интервалы в тональности. Устойчивые и неустойчивые. Интервалы в тональности. Разрешение неустойчивых интервалов. Обращение интервалов. Интервалы. Тритоны. Интервалы. Тритоны в тональностях. Разрешение тритонов. Вокально – интонационные, ритмические, слуховые и творческие упражнения по пройденным Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 5 2 3 24 17 темам. Закрепление. Контрольный урок. Итого: ВСЕГО Урок 2,5 1 1,5 45 82,5 18 33 27 49,5 Третий год обучения I-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Повторение. Полный музыкальный звукоряд. Повторение темы интервалы от звука вверх. Вокальная и инструментальная группировка. Повторение темы интервалы то звука вверх. Лига. Повторение интервалы от звука вниз. Диктант. Шестнадцатые. Повторение интервалы от звука вниз. Вокально – интонационные и ритмические упражнения. Диктант. Три вида мажора повторение. Диктант. Три вида минора. Повторение. Диктант. Контрольный урок. Мажорные гаммы с тремя знаками при ключе. Диктант. 2 3 4 5 6 7 8 9 Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 Аудито рные занятия 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 25 Минорные гаммы с тремя знаками при ключе. Диктант. 11 Параллельные тональности. 12 Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые под одной чертой 13 Стишок диезов/ бемолей, бемольные мажорные тональности. Диктант. 14 Закрепление пройденного материала. 15 Контрольный урок. Итого: 10 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 37,5 1 15 1,5 22.5 II-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Главные ступени лада. Аккорд. Трезвучие. Мажорное и минорное трезвучие от звука вверх и вниз. Построение. Уменьшенное и увеличенное трезвучие от звука вверх и вниз. Построение. Транспонирование. Диктант. Вокально интонационные, ритмические упражнения, определение на слух. Главные трезвучия лада. Построение. Главные трезвучия Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 2 3 4 5 6 7 8 26 Аудиторные занятия 1,5 лада. Обращения трезвучий. 9 Построение главных трезвучий в ладе. Слуховой анализ. 10 Вокально интонационные, ритмические упражнения, определение на слух интервалов и трезвучий. 11 Контрольный урок. 12 Характерные интервалы. 13 Характерные интервалы. 14 Увеличенные и уменьшенные трезвучия в ладу.. 15 Увеличенные и уменьшенные трезвучия в ладу. 16 Размер 3/8. Диктант. Различные виды ритмической группировки в размере 3/8. 17 Секвенция. Отклонение. Модуляция. Переменный лад. Ритмический диктант. 18 Контрольный урок. Итого: ВСЕГО Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 45 82,5 18 33 27 49,5 Четвёртый год обучения I-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Повторение пройденного Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 27 Аудиторные занятия 1,5 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 материала. Интервалы. Слуховой анализ Повторение пройденного материала. Интервалы в тональности. Устойчивые, неустойчивые, характерные, тритоны. Повторение пройденного. Аккорды 4 видов от звука вверх и вниз. Повторение пройденного. Главные аккорды лада с обращениями. Пунктирный ритм. Синкопа. Ритмические упражнения. Кварто-квинтовый круг. Вокальноинтонационные упражнения. Диктант. Элементарное двухголосие. Подготовка к контрольному уроку/ Контрольный урок. Аккорды от звука Б3/5, Б6, Б6/4, М3/5, М6 М6/4. Ля бемоль мажор. Закрепление аккордов от звука. фа – минор три вида. Вокально – интонационные упражнения, подбор, чтение с листа. Слуховой анализ, ритмический диктант. Слуховой анализ, диктант. Закрепление пройденного материала. Контрольный урок. Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 28 Итого: 37,5 15 22,5 II-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Триоль в размере две четверти. Ув4 и ум5 с разрешением в мажоре и миноре. Цепочка аккордов. Ми мажор трёх видов. до # минор трёх видов. Синкопа внутритактовая и междутактовая. 6/8, группировка. Имитация. Творческие упражнения. Закрепление пройденного материала. Контрольный урок. Закрепление 6/8, аккордов и интервалов. Цепочки интервалов в тональности. Д7 в тональности и от звука. Д7 с обращениями. Слуховой анализ. Д7 в тональности с разрешением в тонику Диктант. Творческие упражнения. Транспонирование Определение на слух вокально – интонационные упражнения в пройденных Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок Урок 2,5 2,5 2,5 1 1 1 1,5 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 29 Аудиторные занятия 1,5 18 тональностях. Подготовка к Урок контрольной работа/ Контрольная работа. 2,5 1 1,5 Итого: 45 18 27 ВСЕГО 82,5 33 49,5 Пятый год обучения I-полугодие № п/п Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 Повторение. Интервалы от звука вверх и вниз. Три вида гамм. Трезвучия главных ступеней с обращениями. Восемь аккордов от звука вверх. Восемь аккордов от звука вниз. Д7 с обращениями от звука вверх. Д7 с обращениями от звука вниз. Контрольный урок. Лады народно музыки по мажору. Лады народно музыки по минору. Все лады народной музыки. Вокально – интонационные упражнения. Диктант. Д7 в тональности Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 Урок Урок 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 30 Аудиторные занятия 1,5 и от звука. Закрепление материала. 15 Контрольный урок. Итого: 14 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 45 15 37,5 II-полугодие № п/п Наименование раздела, Вид темы учебного занятия 1 Тритоны первая вторая пара. Тональность Си – мажор все виды работы. Тональность соль # минор все виды работы. Трезвучия главных ступеней с обращениями, лады народной музыки. Три вида гамм, последовательность аккордов. Сикопы и слигованные ноты. Ритм четвертная с точкой и две шестнадцатые. Двухголосное пение. Секвенции. Транспонирование. Контрольный урок. Ре бемоль мажор и си бемоль минор. Уменьшённое трезвучие в тональности. Увеличенное трезвучие в тональности. Ритм триоль шестнадцатыми. Хроматические проходящие вспомогательные. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Урок Общий объем времени (в часах) Максимальная Самостоятельная учебная работа нагрузка 2,5 1 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок Урок Урок Урок Урок 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 1 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 Урок 2,5 1 1,5 31 Аудиторные занятия 1,5 Переменный размер. Урок Отклонение и Урок модуляция. Модулирующие секвенции. 18 Контрольный урок. Урок Итого: ВСЕГО 16 17 2,5 2,5 1 1 1,5 1,5 2,5 54 99 1 18 33 1,5 45 82,5 7.6 «Слушание музыки» 1 год обучения № Тема занятия 1 Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? 2 Выразительные возможности элементов музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные; динамика, регистр, темп, лад Метроритм, пульсация в музыке II четверть Мелодический рисунок, его выразительные свойства Комплекс элементов музыкальной речи, создающий характер и образ произведения: а) пьесы – портреты б) пьесы - пейзажи Сравнительный анализ пьес, противоположных по образному содержанию: в) пьесы – настроения г) пьесы – игровые сценки III четверть Музыкальная интонация Голоса музыкальных инструментов: а) скрипка и виолончель; б) флейта и фагот; в) гобой и кларнет; г) валторна и труба д) фортепиано и клавесин е) литавры и барабан Музыкальные инструменты – герои сказки С.Прокофьева «Петя и волк» IV четверть Сказочные сюжеты в музыке Развитие образа во времени в сказочном музыкальном спектакле Музыкальные жанры: песня, танец, марш Контрольный урок Итого: 3 4 5. 6. 7. 8 9. 10 11 12 13 Количество часов 2 4 2 3 2 2 3 6 1 2 2 3 33 2 год обучения № Тема занятия 1. I четверть Времена года в народном календаре. Осенние народные обряды и песни. Жатва. 2. Зима. Обряды и песни. Масленица. Количество часов 2 3 32 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Весна. Народные обряды и песни. Веснянки. 2 Лето. Летние праздники, обряды и песни. Итоговый урок II четверть Детский фольклор Народные музыкальные инструменты Инструменты, не входящие в оркестровые группы: арфа, орган Инструменты духового и эстрадного оркестра Итоговый урок III четверть Содержание музыкальных произведений. Программная музыка: - музыкальные игрушки; -музыкальный зоопарк; - В пещере горного короля; - в садах феи Сирени; - сверкающие спутники зимы 2 2 1 Музыкальный инструмент – человеческий голос Виды ансамблей и хоров Итоговый урок IV четверть Музыкальные формы и жанры: - Песня, куплетная форма; - Марш. Трехчастная форма; - Танец: вальс, полька, менуэт Жанры песни, марша, танца в характеристике образа: - А.Рыбников «Волк и семеро козлят» - А.Половинкин «Золотой ключик» 2 2 1 Контрольный урок Итого 1 33 1 1 1 2 1 5 4 3 7.7 «Музыкальная литература» 1 год обучения, 3 класс I полугодие Тема Количество аудит. часов Введение. Место музыки в жизни человека Выразительные средства музыки Программная музыка Знакомство с музыкальными 33 Количество часов самост. работы Общая нагрузка 1 1 2 2 1 1 2 1 1 4 2 2 инструментами. Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты Деревянные духовые инструменты Медные духовые инструменты Ударные инструменты Клавишные инструменты (орган, клавесин, фортепиано) Народные инструменты История развития оркестра Расположение инструментов оркестраДирижёр Виды оркестров Певческие голоса Обобщение пройденного материала (контрольный урок) Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 15 15 30 II полугодие Тема Количество аудит. часов Музыкальные жанры Танец в музыке. Марш, его разновидности. Народная песня и композитор Музыкальная форма. Период, куплетная, двухчастная, трехчастная формы Вариации («полифонические», «классические", «романтические»).Форма рондо Сюита Фуга Соната. Симфония. Музыка в театре и кино Музыкально-театральные жанры. Опера 34 Количество часов самост. работы Общая нагрузка 1 2 1 2 2 4 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 1 1 2 2 2 Балет Повторение Контрольный урок Итого ВСЕГО 3 1 1 18 33 1 18 33 2 36 66 Количество аудит. часов Количество часов самост. работы Общая нагрузка 2 год обучения, 4 класс I полугодие Тема Музыкальная культура эпохи барокко, итальянская школа И.С.Бах. Жизненный и творческий путь Органные сочинения Клавирная музыка. Инвенции Хорошо темперированный клавир Сюиты Современники И.С.Баха. Г.Ф.Гендель Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, опера. Венская классическая школа. Й.Гайдн. Жизненный путь композитора Симфоническое творчество Й.Гайдна Фортепианные сонаты Й.Гайдна Оратории_Й.Гайна В.А.Моцарт. Жизненный путь композитора Творчество В.А.Моцарта Опера «Свадьба Фигаро» Контрольный урок (викторина) Итого 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 15 1 1 1 15 2 2 2 30 II полугодие Тема Количество 35 Количество Общая аудит. часов часов самост. нагрузка работы Л.Бетховен. Жизненный путь композитора 1 1 2 Творчество Л.Бетховена. Фортепианная музыка. 1 1 2 Симфоническое творчество Л. Бетховена 1 1 2 Увертюры Л. Бетховена 1 1 2 Романтизм как художественное направление 1 1 2 Ф.Шуберт. Жизненный путь композитора 1 1 2 Вокальное творчество Ф.Шуберта Фортепианные произведения Ф.Шуберта Симфония си минор «Неоконченная» Ф.Шопен. Жизненный путь композитора Творчество Ф.Шопена Фортепианная музыка композиторов-романтиков Развитие оперы в XIX веке Европейская музыка конца XIX начала XX века Повторение Контрольный урок Итого ВСЕГО 2 1 2 1 4 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1 4 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 18 33 2 2 36 66 18 33 3 год обучения, 5 класс I полугодие Тема Количество аудит. часов Древнерусская музыка Русская музыка XVIII века 1 1 36 Количество часов самост. работы 1 1 Общая нагрузка 2 2 Творцы русской комической оперы XVIII века Старшие современники Глинки А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв М.И. Глинка. Жизненный путь композитора Опера «Иван Сусанин» Симфоническое творчество Глинки Романсы М.И. Глинки А.С.Даргомыжский. Жизненный путь композитораРомансы и песни Даргомыжского Опера «Русалка» Русская музыка второй половины XIX века А.П. Бородин. Жизненный путь композитора Богатырская симфония Опера «Князь Игорь» Романсы Бородина Контрольный урок (викторина) Итого 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 4 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1 15 1 1 1 1 15 2 2 2 2 30 II полугодие Тема М.П. Мусоргский Жизненный путь композитора Опера «Борис Годунов» Романсы и песни Мусоргского Фортепианное творчество Мусоргского «Картинки с выставки» Н.А. Римский-Корсаков Жизненный путь композитора Симфоническое творчество Опера «Снегурочка» П.И. Чайковский Жизненный путь композитора Симфония №1 «Зимние грёзы» Количество аудит. часов Количество часов самост. работы Общая нагрузка 1 1 2 2 1 1 2 1 1 4 2 2 1 1 2 1 3 1 1 3 1 2 6 2 1 1 2 37 Оперное творчество Чайковского «Евгений Онегин» Обобщающий урок по творчеству П.И. Чайковского Повторение Итоговый контрольный урок (викторина №2) Итого ВСЕГО 3 3 6 1 1 2 1 1 1 1 2 2 18 33 36 66 18 33 8. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 8.1 «Специальность и чтение с листа» Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Основным отличием данной программы является её адаптированность к условиям сельской местности. Общеизвестно, что в сельской школе дети задействованы на 100%: это и внеурочные часы, и проектная деятельность, и спортивная. Данная программа позволяет варьировать нагрузку на ребёнка в связи с педагогической целесообразностью, так как её основными педагогическими принципами являются свобода, игра и состояние успешности для каждого ребёнка. Инструмент фортепиано пользуется большой популярностью и любовью. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: популярные образцы классической музыки, джазовые обработки, шедевры народной песни и городского романса, а также лучшие образцы популярной эстрадной музыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. 8.2 «Ансамбль» Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, 38 формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. 8.3 «Хоровой класс» Хоровое пение в системе предметов ДШИ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся. Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей. 8.5 «Сольфеджио» Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у обучающихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта – профессионала, так и любителя. 39 8.6 «Слушание музыки» Предмет «Слушание музыки» направлен на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку, позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры слушания музыкальных произведений, духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта. 8.7 «Музыкальная литература» Основополагающим принципом построения данной программы по музыкальной литературе является жанровый подход, а также освоение музыкального искусства по эпохам, стилям, направлениям. Первый год обучения посвящен изучению средств музыкальной выразительности и их влиянию на характер музыкального произведения. Особое внимание акцентируется на осознании выразительной роли мелодии как основы музыкального образа произведения. Учащиеся знакомятся с основными музыкальными формами, применяемыми в музыке. Уделяется внимание нахождению основных элементов музыкального языка, общих для различных видов искусств. К ним относится интонация, общие композиционные закономерности, принципы формообразования и др. Второй и третий год обучения посвящен изучению произведений (целиком или фрагментарно) различных жанров: вокально-хорового, инструментального, оперного и симфонического, которым рекомендуется придать историкомонографическое направление. Четвертый и пятый годы обучения включают в себя более подробное знакомство со стилями в искусстве и современными музыкальными жанрами. В основу положена историческая последовательность изложения материала по основным эпохам развития музыкального искусства. 9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фортепиано» учащиеся должны приобрести: 40 в области исполнительской подготовки: - навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение); - умения использовать выразительные средства для создания художественного образа; - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; - навыки публичных выступлений; - навыки общения со зрительской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации. в области историко-теоретической подготовки: - первичные знания о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях; - знания лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства); - знания основ музыкальной грамоты; - знания основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве; - знания наиболее употребляемой музыкальной терминологии. 10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Форма контроля знаний учащихся – устные и письменные викторины и контрольные уроки, которые проводятся в конце каждой четверти, экзамены и технические зачеты. Механизм оценок прописан в программе учебного предмета, знание которого необходимо оценить. 11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фортепиано» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств. Программа «Фортепиано» реализуется посредством: - личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира; 41 - вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности; - обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств. При разработке и реализации программы «Фортепиано» учтена занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ. Программа «Фортепиано» определяет содержание, организацию, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки ребенка и включает в себя: учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, другие учебнометодические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся. Программа «Фортепиано» способствует - формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; - воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности. Содержание учебных предметов программы «Фортепиано» направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства. Материально-техническая база МАУ ДО ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. МАУ ДО ДШИ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: учебные аудитории для индивидуальных, групповых и мелкогрупповых занятий; - учебная мебель (доски, столы, стулья, стеллажи, шкафы) и оформляются наглядными пособиями; - музыкальные инструменты; - актовый зал; 42 - учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (лесенками для хора, пианино или роялем). 12. ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ I. Общие требования безопасности 1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, за нимающихся в кабинете. 2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета. 3. Не загромождать проходы сумками и портфелями. 4. Не включать электроосвещение и средства ТСО. 5. Не открывать форточки и окна. 6. Не передвигать учебные столы и стулья. 7. Не трогать руками электрические розетки. 8. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, что бы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей. 10. Не играть в кабинете на переменах мячом. 11. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления. II. Требования безопасности перед началом занятий 1. Не открывать ключом дверь кабинета. 2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь. 3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности. 4. Не менять рабочее место без разрешения учителя. III. Требования безопасности во время занятий 1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя. 2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока. 3. Не включать самостоятельно приборы ТСО. 4. Не переносить оборудование и ТСО. 5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя. 6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть ка бинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники. 2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью. 3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю. V. Требования безопасности по окончании занятий 1. Приведите своё рабочее место в порядок. 2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя. 43 3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю. 4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину . 13. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999 2. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003 3. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962 4. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964 5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996 6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. – 7. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012 8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88) 9. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005 10. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992 11. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011 12. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991 13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 14. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987 15. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.М.,1993 16. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006 17. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32 44 18. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011 19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебнометод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003 20. И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994 21. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962 22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960 23. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008 24. Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988 25. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17 26. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010 27. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 28. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994 29. Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006 30. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001 31. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002 32. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008 33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 34. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 35. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фно./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 36. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –М.: Советский композитор, 1973 37. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах – М., 1972 38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976 45 39. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963 40. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993 41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973 42. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой - М.,1974 43. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974 44. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990 45. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972 46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996 47. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962 48. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962 49. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973 50. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993 51. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961 52. СПб.: Композитор, 1997 53. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978 54. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002 55. Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, 56. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997 57. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973 58. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972 46 59. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978 60. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989 61. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989 62. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983 63. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994 64. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006 65. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.сост. А.Бакулов, 1992 66. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр. 67. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160 68. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011 69. Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011 70. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2008 71. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967 72. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973 Список рекомендуемой методической литературы 1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965 3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979 4. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре". Москва, 1961 5. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953 47 6. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965 5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966 7. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967 8. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963 9. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987 10. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997 11. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997 12. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974 13. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959 14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973 48