Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы изобразительного искусства"
Описание образовательной программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРМИЗОНСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
(МАУ ДО АРМИЗОНСКОГО РАЙОНА «ДШИ»)
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Возраст учащихся от 6,5 до 9 лет Нормативный срок освоения программы 3 года
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы изобразительного искусства»
Направленность: Художественная.
Тип программы: Общеразвивающая.
Вид деятельности: Изобразительное искусство.
Цели программы:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи программы:
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Форма обучения: Очная. Краткое содержание: Программа направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. Программа состоит из учебных предметов: обязательная часть – основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка, беседы об искусстве; вариативная часть: цветоведение.
Возрастная категория: 6,5-9 лет.
Период реализации программы: 3 года.
Продолжительность реализации программы 973,5 часов.
Число детей, учащихся в группе: 7-10человек.
Место реализации: МАУ ДО «ДШИ» Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла Маркса, д. 5.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация содержания программы «Основы изобразительного искусства» обеспечивает формирование и развитие общекультурных компетенций учащихся.
В результате освоения программы «Основы изобразительного искусства» происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Основы изобразительного искусства» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
В области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
Основы изобразительной грамоты и рисование:
- Знание различных видов изобразительного искусства.
- Знание основных жанров изобразительного искусства. - Знание терминологии изобразительного искусства.
- Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
- Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
- Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
- Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
- Навыки передачи формы, характера предмета.
- Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
Прикладное творчество:
- Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
- Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.
- Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
- Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
- Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования.
- Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
- Навыки заполнения объемной формы узором.
- Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
- Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
Лепка:
- Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».
- Знание оборудования и различных пластических материалов.
- Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
- Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
- Умение работать с натуры и по памяти.
- Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Беседы об искусстве:
- Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
- Знание особенностей языка различных видов искусства.
- Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
- Владение навыками восприятия художественного образа.
- Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
Цветоведение:
- Роль цветоведения в живописи.
- Основные свойства цвета: цветовой оттенок, светлота, насыщенность. Их роль в работе цветовыми отношениями.
- Основы цветоведения и колористики.
- Основные понятия в композиции.
- Роль цветового и тонового камертона при определении и построении цветовых отношений.
- Светлотный и цветовой контрасты, их роль в изображении.
- Дополнительные цвета и их роль в живописном изображении. Тепло- холодность в живописи.
- Особенности в создании единства цветового строя изображения, гармония колорита.
- Физиологическое и эмоционально-эстетическое воздействие цвета. - Особенности зрительного восприятия формы и цвета.