СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Паспорт программы Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программы Срок реализации программы Сведения о затратах учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебно - тематический план Краткое содержание изучаемого курса Ожидаемые результаты Формы и методы контроля, системы оценок Методическое обеспечение учебного процесса Инструкция по технике безопасности Списки рекомендуемой учебной и методической литературы 3 5 7 7 7 13 13 50 50 52 55 56 57 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. 1. Полное название Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа художественной направленности «Живопись» 2. Направленность Художественная 3. Тип программы Предпрофессиональная 4. Вид деятельности Изобразительное искусство 5. Авторысоставители Лавник Анна Николаевна, Митрофанова Светлана Борисовна, преподаватели 6. Цели Цели программы : - выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; 7. Задачи - подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи программы: - формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности 2 8. Форма обучения 9. Краткое содержание 10. Возрастная категория разных народов; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; - выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Очная Программа направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. 10-12 лет 11. Категория состояния здоровья Дети с основной группой здоровья 12. Период реализации 5 лет 3 программы 13. Продолжительность 1897,5 час реализации программы в часах 14. Число детей, обучающихся в группе 10-12 человек 16. Место реализации МАУ ДО «ДШИ» Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла Маркса, д. 5. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Армизонского района «Детская школа искусств» (далее - Школа). Основными целями программы «Живопись» являются: • выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ; • приобретение детьми опыта творческой деятельности; • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Реализация программы «Живопись» направлена на решение следующих задач: формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - 4 - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; - формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Порядок приема учащихся на обучение осуществляется с целью выявления творческих способностей поступающих, необходимых для освоения программы «Живопись». Порядок приема учащихся для обучения по программе «Живопись» проходит в следующем порядке: родители (законные представители) поступающего ребенка подают заявление на имя директора Учреждения, предоставляют копию свидетельства о рождении ребенка и копию документа, удостоверяющего личность подающего заявление родителя (законного представителя) ребенка; • родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с Уставом, локальными актами Учреждения, условиями поступления и правилами отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной на информационном стенде и официальном сайте; • отбор детей проводится по образовательной программе в форме вступительных испытаний (экзаменов), устанавливаемых Школой самостоятельно, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие способностей к художественно – исполнительской деятельности. Дополнительно, поступающий может представить самостоятельно выполненные художественные работы. Для организации проведения отбора детей приказом директора формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей Школы. Зачисление детей в Школу осуществляется по результатам их отбора. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются Школой самостоятельно. Освоение учащимися дополнительной общеобразовательной • 5 предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой в Школе. Программа может быть использована для детей с ОВЗ или для разработки индивидуальных образовательных маршрутов (при необходимости). 3. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Школа вправе реализовывать дополнительную общеобразовательную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства «Живопись» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. Настоящая программа «Живопись» составлена в соответствии:- с Конституцией Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) ; - с Федеральным Законом от 26.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ вступивший в силу с 01.09.2-13 года и в соответствии; - с федеральными государственными требованиями к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012г. № 156; - Уставом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Армизонского района «Детская школа искусств» от 15.03.2019 года; 4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Живопись» разработана для детей, поступающих в школу в возрасте 10 — 12 лет, срок освоения 5 лет. 5. СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ Программа «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса Школы. Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. Программа «Живопись» включает в себя учебный план с 6 нормативным сроком обучения 5 лет. Учебный план программы «Живопись» предусматривает следующие предметные области: • Художественное творчество; • История искусств; • Пленэрные занятия; - промежуточная аттестация; - итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов: обязательная часть – рисунок, живопись, композиция станковая, история изобразительного искусства, пленэр; вариативная часть: цветоведение, основы дизайн проектирования. Учебный план программы «Живопись» п/п Наименование предметной области/учебный предмет Годы обучения (классы), Количество часов в неделю 1 2 3 4 5 Итоговая аттестация (годы обучения, классы) Конт Экз рольн аме ые ны уроки Обязательна часть 1. Учебные предметы исполнительской подготовки 1.4. Рисунок 3 3 3 4 4 1.5. Живопись 3 3 3 3 3 Композиция 2 2 2 2 3 станковая 2. Учебный предмет историко- теоретической подготовки 2.1. История 1,5 1,5 1,5 1,5 изобразительного искусства 2.2. Беседы об искусстве 1,5 3. Пленэрные занятия 3.1. Пленэр 28 часов в год 1.6. Вариативная часть 4.1. Цветоведение 4.2. Композиция прикладная Всего: 1 2 2 1 1 10,5 11,5 11,5 11,5 12,5 7 2,4,6,1 8 0 1,3…9 2… -8 1,3…9 2… -8 4,6,8 2 4…10 2 4…10 Вариативная часть дает возможность расширить и углубить подготовку учащихся, определяемой содержанием обязательной части программы «Живопись», получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определены Школой самостоятельно. При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей учебный план предусматривает объём времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию программы «Живопись». Год обучения 5 лет обучения 1-й 2-й год год 3-й год 4-й год Недельная аудиторная нагрузка 1 час – 1 урок – 40 минут 3 3 3 4 Рисунок 3 3 3 3 Живопись 2 2 2 2 Композиция станковая 1,5 1,5 1,5 История изобразительного искусства 1,5 Беседы об исакусстве 1 Цветоведение 2 2 1 Композиция прикладная 11,5 11,5 11,5 ВСЕГО аудиторных часов в 10,5 неделю: ИТОГО часов в учебном году на 346,5 379,5 379,5 379,5 33 учебных недель: 5-й год Предметы 4 3 3 1,5 1 12,5 412,5 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Рисунок» Учебный предмет «Рисунок» реализуется 5 лет при 5-летнем сроке обучения – 990 часов. Из них: 561 час – аудиторные занятия, 429 часов самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий первый год – 99 аудиторных часов, второй год – 99 аудиторных часов, третий год – 99 аудиторных часов, четвертый год – 132 аудиторных часа, пятый год – 132 аудиторных часа. 8 Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 4 год 5 год 99 99 99 132 132 аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных часов часов часов часа часа 66 часов 66 часов 99 часов 99 часов 99 часов самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно й работы й работы й работы й работы й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет: аудиторные занятия 1-3 год – 3 часа, 4-5 год – 4 часа, самостоятельная работа 1-2 год – 2 часа, 3-5 год – 3 часа. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Живопись» Учебный предмет «Живопись» реализуется 5 лет при 5-летнем сроке обучения – 924 часа. Из них: 495 часов – аудиторные занятия, 429 часов самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий 1-5 год – 99 аудиторных часов. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 4 год 5 год 99 99 99 99 99 аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных часов часов часов часов часов 66 часов 66 часов 99 часов 99 часов 99 часов самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно й работы й работы й работы й работы й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет Аудиторные занятия 1-5 год – 3 часа, Самостоятельная работа 1-2 год – 2 часа, 3-5 год – 3 часа. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Композиция станковая» Учебный предмет «Композиция станковая» реализуется 5 лет при 5летнем сроке обучения – 924 часа. Из них: 363 часа – аудиторные занятия, 561 час - самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий первый год - четвертый год – 66 аудиторных часа. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 9 4 год 5 год 66 66 66 66 99 аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных часов часов часов часа часа 66 часов 66 часов 99 часов 132 часов 132 часов самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно й работы й работы й работы й работы й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет: аудиторные занятия 1-4 год – 2 часа, 5 год – 3 часа самостоятельная работа 1-3 год – 3 часа, 5 год – 4 часа. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «История изобразительного искусства» Учебный предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет при 5-летнем сроке обучения – 396 часов. Из них: 198 часа – аудиторные занятия, 198 часа - самостоятельная работа. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 4 год 5 год - 49,5 аудиторных часов 49,5 49,5 49,5 аудиторных аудиторных аудиторных часов часа часа 49,5 49,5 49,5 49,5 часов часов часов часов самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно й работы й работы й работы й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет аудиторные занятия 2-5 год – 1,5 часа, самостоятельная работа 2-5 год – 1,5 часа. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Пленэр» Учебный предмет «Пленэр» реализуется 5 лет при 5 - летнем сроке обучения – 140 часов. Часы, отведенные на пленэр, могут использоваться для проведения уроков в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце. Продолжительность учебных занятий 1-5 год – 28 часов. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Цветоведение» 10 Учебный предмет «Цветоведение» реализуется 1 год при 5-летнем сроке обучения – 66 часов. Из них: 33 часа – аудиторные занятия, 33 часа самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий первый год – 33 аудиторных часа. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 4 год 5 год 33 аудиторных часов 33 часов самостоятельно й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет первый год – 1 аудиторный час и 1 час самостоятельной работы. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Композиция прикладная» Учебный предмет «Композиция прикладная» реализуется 4 года при 5-летнем сроке обучения – 396 часов. Из них: 198 час – аудиторные занятия, 198 часов - самостоятельная работа. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 1год 2 год 3 год 4 год 5 год - 66 66 33 33 аудиторных аудиторных аудиторных аудиторных часов часов часа часа 66 часов 66 часов 33 часов 33 часов самостоятельно самостоятельно самостоятельно самостоятельно й работы й работы й работы й работы Объем учебной нагрузки в неделю составляет аудиторные занятия 2-3 год- 2 часа, 4-5 год – 1 час; самостоятельная работа 2-3 год- 2 часа, 4-5 год– 1 час. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Беседы об искусстве» Учебный предмет «Беседы об искусстве» реализуется 1 год при 5летнем сроке обучения – 66 часов. Из них: 49,5 час – аудиторные занятия, 16,5 часов - самостоятельная работа. Распределение учебного времени по годам обучения в часах: 11 1год 2 год 3 год 4 год 5 год 49,5 - - - - 16,5 - - - - Объем учебной нагрузки в неделю составляет аудиторные занятия 1,5 часа; самостоятельная работа 0,5часа. 6. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и практических занятий на открытом воздухе. Занятия по учебному предмету осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 7 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. 7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план по предмету «Рисунок» Первый год обучения Вид учебного занятия № Наименование раздела, темы Общий объем времени (в часах) Макси Самос Аудит мальна тоятел орные я ьная заняти учебна работа я я нагруз ка I полугодие Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка 1.1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы 1.2. Графические изобразительные средства урок 1 - 1 урок 29 12 17 1.3. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. урок 30 12 18 12 Асимметрия 1.4. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт урок 15 6 9 1.5. Зарисовка чучела птицы урок 5 2 3 80 32 48 урок 5 2 3 3.1. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива урок 5 2 3 3.2. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов урок 10 4 6 3.3. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности урок 10 4 6 4.1. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал) урок 5 2 3 4.2. Зарисовка мягкой игрушки урок 5 2 3 5.1. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах урок 10 4 6 5.2. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания урок 5 2 3 5.3. Натюрморт из двух предметов быта светлых по урок 15 6 9 II полугодие Раздел 2. Линейный рисунок 2.1. Зарисовки фигуры человека Раздел 3. Законы перспективы. Светотень Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность Раздел 5. Тональный длительный рисунок 13 тону на сером фоне 5.4. Натюрморт из двух предметов быта урок 14 6 8 5.5. Контрольный урок урок 1 - 1 85 34 51 Второй год обучения Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Макси Самос Аудито мальна тояте рные я льная занятия учебна работ я а нагрузк а I полугодие Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами 1.1. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. Раздел 2. Законы перспективы. Светотень Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе Рисунок гипсового геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти Рисунок гипсового куба Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти 14 урок 15 6 9 урок 10 4 6 урок 10 4 6 урок 15 6 9 урок 10 4 6 урок урок 10 10 4 4 6 6 80 32 48 II полугодие Раздел 3. Линейный рисунок 3.1. Наброски фигуры человека урок 5 2 3 4.1. Зарисовки чучела птицы урок 10 4 6 4.2. Зарисовки предметов, различных по материалу урок 10 4 6 5.1. Натюрморт из двух предметов быта призматической формы урок 20 8 12 5.2. Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы урок 20 8 12 5.3. Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу урок 19 8 11 5.4. Контрольный урок урок 1 - 1 85 34 51 Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность Раздел 5. Тональный длительный рисунок Третий год обучения № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия I полугодие Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами 15 Общий объем времени (в часах) Макси Само Аудит мальна стоят орные я ельна заняти учебна я я я работ нагруз а ка 1.1. Тематический натюрморт «Осенний» Раздел 2. Линейноконструктивный рисунок. 2.1. Натюрморт из гипсовых геометрических тел 2.2. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы 2.3. Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти Раздел 3. Тональный длительный рисунок 3.1. Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных на уровне глаз учащихся урок 24 12 12 урок 18 9 9 урок 18 9 9 урок 12 6 6 урок 24 12 12 96 48 48 урок 18 9 9 урок 12 6 6 урок урок 24 24 12 12 12 12 урок 23 12 11 урок 1 102 51 1 51 II полугодие Раздел 4. Линейноконструктивный рисунок 4.1. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа 4.2. Рисунок чучела птицы Раздел 5. Тональный длительный рисунок 5.1. Натюрморт с чучелом птицы 5.2. Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся 5.3. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону. 5.4. Контрольный урок 16 Четвертый год обучения Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Макси Самос Аудито мальна тояте рные я льная занятия учебна работ я а нагрузк а I полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок 1.1. Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел 1.2. Рисунок однотонной драпировки с простыми складками 1.3. Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками урок 28 12 16 урок 21 9 12 урок 28 12 16 урок 28 12 16 урок 7 3 4 112 48 64 14 6 8 Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность. 2.1. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой Раздел 3. Линейный рисунок 3.1. Зарисовки фигуры человека в движении II полугодие Раздел 4. Законы перспективы. Светотень 4.1. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в пространстве урок 17 4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении урок 14 6 8 4.3. Наброски по памяти отдельных предметов урок 7 3 4 5.1. Рисунок гипсового шара урок 14 6 8 5.2. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой урок 28 12 16 урок 21 9 12 урок 21 9 12 119 51 68 Раздел 5. Тональный длительный рисунок Раздел 6. Линейноконструктивный рисунок 6.1. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом 6.2 Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками. Пятый год обучения Общий объем времени (в часах) № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Макси Самос Аудито мальна тояте рные я льная занятия учебна работ я а нагрузк а I полугодие Раздел 1. Тональный длительный рисунок 1.1. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел урок 21 9 12 1.2. Рисунок драпировки со сложной урок 21 9 12 18 конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете 1.3. Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками урок 28 12 16 2.1. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью урок 21 9 12 2.2. Зарисовка головы человека (обрубовка) урок 21 9 12 112 48 64 Раздел 2. Линейноконструктивный рисунок II полугодие Раздел 3. Фактура и материальность в учебном рисунке 3.1. Натюрморт из предметов с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром урок 35 15 20 3.2. Рисунок фигуры человека в интерьере урок 14 6 8 урок 35 15 20 Раздел 5. Тональный длительный рисунок. 5.1. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками (итоговая работа) урок 34 15 19 5.2. Контрольный урок урок 1 Раздел 4. Создание художественного образа графическими средствами 4.1. Тематический натюрморт «Мир старых вещей». 119 19 1 51 68 Учебно-тематический план по предмету «Живопись» Первый год обучения № Вид учебного занятия Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. I полугодие Характеристика цвета урок Характеристика цвета урок Характеристика цвета. Три урок основных свойства цвета. Приемы работы с акварелью урок Приемы работы с акварелью урок Приемы работы с акварелью урок Нюанс урок Световой контраст урок (ахроматический контраст) Цветовая гармония. Полярная урок гармония. Трехцветная и многоцветная урок гармония Гармония по общему цветовому урок тону II полугодие Гармония по общему цветовому урок тону Гармония по общему цветовому урок тону Цветовой контраст урок (хроматический) Цветовой контраст урок (хроматический) Контрастная гармония (на урок насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому урок 20 Общий объем времени (в часах) Макси мальна я учебна я нагруз ка Задан ие для самос тояте льной работ ы Ауд итор ное зада ние 5 5 5 2 2 2 3 3 3 5 5 10 10 10 2 2 4 4 4 3 3 6 6 6 5 2 3 10 4 6 10 4 6 80 32 48 10 4 6 10 4 6 15 6 9 15 6 9 10 4 6 15 6 9 18. тону Фигура человека урок Второй год обучения № Вид учебного занятия Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. I полугодие Гармония по общему цветовому урок тону Контрастная гармония (на урок ненасыщенных цветах) Гармония по общему урок цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах) Гармония по насыщенности урок Контрастная гармония урок Световой контраст Урок (ахроматический). Гризайль. Гармония по светлоте и урок насыщенности II полугодие Фигура человека урок Гармония по общему цветовому урок тону Гармония по насыщенности и урок светлоте Гармония по общему цветовому урок тону Гармония по общему цветовому урок тону. Нюанс. Гармония по насыщенности урок Гармония по общему цветовому урок тону и светлоте 21 10 85 4 34 6 51 Общий объем времени (в часах) Макси мальна я учебна я нагруз ка Задан ие для самос тояте льной работ ы Ауд итор ное зада ние 10 4 6 10 4 6 15 6 9 10 5 15 4 2 6 6 3 9 15 6 9 80 32 48 5 15 2 6 3 9 15 6 9 15 6 9 5 2 3 15 15 6 6 9 9 85 Третий год обучения № Наименование темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 34 51 Общий объем времени Вид (в часах) учебного Макси Задан Ауд занятия мальна ие для итор я самос ное учебна тояте зада я льной ние нагрузк работ а ы I полугодие Контрастная гармония (на урок насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому урок тону и светлоте Контрастная гармония (на урок насыщенных цветах) Фигура человека урок Гармония по общему цветовому урок тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) II полугодие Гармония по общему цветовому урок тону Контрастная гармония на урок ненасыщенных цветах Гармония по общему цветовому урок тону и светлоте Гармония по светлоте урок Четвертый год обучения № Наименование темы 18 9 9 30 15 15 24 12 12 6 18 3 9 3 9 96 48 48 24 12 12 30 15 15 24 12 12 24 102 12 51 12 51 Общий объем времени Вид (в часах) учебного Макси Задан Ауд занятия мальна ие для итор я самос ное учебна тояте зада я льной ние нагрузк работ а ы I полугодие 22 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) Гармония по общему цветовому тону и светлоте Гармония по общему цветовому тону 2. 3. 4. 5. 6. 7. 24 12 12 урок 30 15 15 урок 30 15 15 урок 12 6 6 96 48 48 30 15 15 30 15 15 30 12 102 15 6 51 15 6 51 II полугодие Гармония по общему цветовому урок тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах) Гармония по насыщенности и урок светлоте Нюансная гармония урок Фигура человека урок Пятый год обучения № Наименование темы 1. урок Общий объем времени Вид (в часах) учебного Макси Задан Ауд занятия мальна ие для итор я самос ное учебна тояте зада я льной ние нагрузк работ а ы I полугодие Гармония по общему цветовому урок тону, по насыщенности Нюансная гармония урок Гармония по насыщенности и урок светлоте Интерьер урок II полугодие Гармония по общему цветовому урок тону Гармония по общему цветовому урок тону и насыщенности Фигура человека урок 23 12 6 6 30 30 15 15 15 15 24 96 12 48 12 48 12 6 6 30 15 15 12 6 6 8. 9. Гармония по общему цветовому тону и светлоте Гармония по общему цветовому тону и насыщенности урок 24 12 12 урок 24 12 12 102 51 51 Учебно-тематический план по предмету «Композиция станковая» Первый год обучения Наименование раздела, темы Вид Общий объем времени № учебного (в часах) занятия Макси Самос Ауд мальна тояте итор я льная -ные учебна работ заня я а тия нагрузк а Ι полугодие Раздел 1. Основы композиции станковой 1.1. Вводная беседа об основных урок 5 3 2 законах и правилах композиции 1.2. Равновесие основных урок 5 3 2 элементов композиции в листе Раздел 2. Цвет в композиции станковой 2.1. Основные цвета, составные и урок 5 3 2 дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета 2.2. Достижение выразительности урок 20 12 8 композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс Раздел 3. Сюжетная композиция 3.1. Сюжетная композиция по урок 45 27 18 литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона 80 48 32 24 3.2. 3.3. ΙI полугодие Ритм в композиции станковой урок Композиционный центр в урок композиции станковой 20 25 12 15 8 10 3.4. Выразительные средства композиции станковой 40 24 16 85 51 34 урок 40 24 16 урок 40 24 16 80 48 32 10 6 4 25 15 10 25 15 10 25 15 10 85 51 34 30 24 16 урок Второй год обучения Ι полугодие 1.1. 2.1. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Раздел 1. Цвет в композиции станковой Ограничение цветовой палитры в живописной композиции Раздел 2. Сюжетная композиция Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) IΙ полугодие Раздел 3. Декоративная композиция Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие урок принципы ее построения. Трансформация и стилизация урок изображения Декоративная композиция урок натюрморта Стилизация изображения урок животных Третий год обучения Ι полугодие 1.1. Раздел 1. Сюжетная композиция Пейзаж, как жанр станковой композиции Раздел 2. Цвет в композиции станковой урок 25 2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей урок 30 24 16 80 48 32 85 51 34 85 51 34 урок 42 28 14 урок 54 36 18 96 64 32 102 68 34 102 68 34 урок 42 24 18 урок 42 24 18 урок 28 16 12 112 64 48 IΙ полугодие 3.1. Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр) Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику урок 4 год обучения Ι полугодие 1.1. 1.2. 1.3. Раздел 1.Создание художественного образа в композиции Композиционная организация портрета Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане ΙΙ полугодие Иллюстрации к литературным урок произведениям 5 год обучения Ι полугодие 1.1. 1.2. 2.1. Раздел 1. Графика Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии Раздел 2. Сюжетная композиция Сюжетная композиция на конкурсную тему 26 51 68 51 1 год обучения I полугодие Раздел 1. Основные понятия изобразительного искусства 1.1. Виды и жанры изобразительного Беседа искусства Раздел 2. История изобразительного искусства Древнего мира 2.1. Первобытное искусство Беседа 2.2. История изобразительного искусства Древнего Египта 2.2.1 Искусство Древнего Египта . додинастического периода (конец V-IV тыс. до н. э. – Беседа начало III тыс. - 3000-2800 гг. до н. э.). 2.2.2 История искусства Египта в . эпоху Древнего царства (3200Беседа 2400 гг. до н. э.) 2.2.3 История искусства Древнего Беседа 27 Аудиторные занятия Учебно-тематический план по предмету «История изобразительного искусства» Общий объем времени Наименование раздела, темы в часах Вид учебног о занятия Самостоятел ьная работа № 68 Максимальн ая учебная нагрузка 3.1. 5 год обучения ΙΙ полугодие Раздел 3. Итоговая работа Выполнение итоговой работы: урок 119 Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт 119 6 3 3 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 . 2.2.4 . 2.3. 2.3.1 . 2.3.2 . 2.4. 2.4.1 . 2.4.1 .1. 2.4.1 .2. 2.4.1 .3. 2.4.1 .4. 2.4.1 .5. 2.4.2 . 2.4.2 .1. Египта в эпоху Среднего царства (XXI- начало XIX вв. до н.э.) История искусства Древнего Египта эпохи Нового царства (XVI –XII вв. до н. э.) и Позднего периода (XI в. -332 г. до н.э.). История изобразительного искусства стран Передней Азии (страны Двуречья) История искусства стран Двуречья (IV – III тыс. до н.э.) Искусство Нововавилонского царства (VII – VI вв. до н. э.). Античное искусство История изобразительного искусства Древней Греции История изобразительного искусства Эгейского мира (III тыс. – XI в. до н.э.). История изобразительного искусства Древней Греции гомеровского периода (XI – VIII вв. до н. э.) История изобразительного искусства Древней Греции эпохи архаики (VII – VI вв. до н. э.) История изобразительного искусства Древней Греции эпохи классики (V в. до н. э. – последняя треть IV в. до н. э.) Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (конец IV-I вв. до н.э.) История изобразительного искусства Древнего Рима История изобразительного искусства Этрурии (VIII – II вв. до н. э.) Беседа 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 6 3 3 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 48 24 24 Беседа 1 год обучения II полугодие 28 2.4.2 История изобразительного .2. искусства Рима республиканского периода (V – I вв. до н. э.) 2.4.2 История искусства Древнего .3. Рима периода Империи 2.4.3 Искусство скифов античной . эпохи (VII в. до н. э. – III в. н. э.) 3.1. 3.2. 3.3. 3.3.1 . 3.3.2 . 3.3.3 . 3.3.4 . 3.3.5 . 3.4. 3.4.1 . 3.4.2 . Раздел 3. История искусства стран Западной Европы Средних веков Раннехристианское искусство (II - IV вв. н. э.) Искусство Византии V- XII веков Искусство стран Западной и Центральной Европы V – XIV веков История искусства «варварских» государств империи франков в V-X вв. Искусство периода империи Карла Великого (последняя четверть VIII в. – первая половина IX в.) История искусства стран Западной Европы романского периода (XI - XII вв.) История искусства стран Западной Европы эпохи готики (XII-XIV вв.) Особенности готического стиля во Франции, Германии и Англии История изобразительного искусства стран зарубежного Востока Средних веков Искусство стран Ближнего Востока История изобразительного искусства Индии (с 3-го тысячелетия до н. э. до VII в. н. э.) 29 3 1,5 1,5 Беседа 6 3 3 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 6 3 3 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 3.4.3 . 3.4.4 . 3.5. 4.1. 4.2. История изобразительного искусства Китая История изобразительного искусства Японии Зачет 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 3 51 1,5 25,5 1,5 25,5 2 год обучения I полугодие Раздел 4. История изобразительного искусства Древней Руси Искусство древнерусского Бесед государства XI-XII веков. 3 а Киевская Русь 1,5 1,5 6 3 3 6 3 3 3 1,5 1,5 Русское искусство периода феодальной раздробленности 4.2.1 Искусство Владимиро. Суздальской Руси 4.2.2 . 4.2.3 . 4.2.4 . Беседа Бесед а История искусства Новгорода (конец XII—XV вв.) История искусства Пскова XIIXV веков Искусство Московского княжества XIV-XV вв. Бесед а Бесед а 4.2.4 Архитектура Московского .1. княжества XIV-XV вв. Бесед а 3 1,5 1,5 4.2.4 Живопись Московского .2. княжества. Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева Бесед а 3 1,5 1,5 Бесед а 3 1,5 1,5 Бесед а 3 1,5 1,5 Бесед а 3 1,5 1,5 История изобразительного искусства Русского централизованного государства 4.3.1 Архитектура конца XV – начала . XVI века 4.3.2 Московская школа живописи . конца XV - XVI века. Творчество Дионисия 4.3.3 Архитектура середины и конца . XVI века 4.3. 30 4.3.4 . 4.3.4 .1. 4.3.4 .2. 4.3.5 . Русское искусство XVII века Русская архитектура XVII века Бесед а Бесед а Бесед а Русская живопись XVII века Декоративно-прикладное искусство 2 год обучения II полугодие Раздел 5. История изобразительного искусства зарубежных стран эпохи Возрождения 5.1. Искусство Проторенессанса в Беседа Италии (XIII-XIV вв.) 5.2. Искусство Италии Раннего Возрождения 5.2.1 Архитектура Раннего Беседа . Возрождения 5.2.2 Скульптура Раннего Беседа . Возрождения 5.2.3 Живопись Раннего Возрождения Беседа . 5.3. Искусство Италии Высокого Возрождения 5.3.1 Творчество Леонардо да Винчи Беседа . (1452-1519) 5.3.2 Творчество Рафаэля Санти (1483Беседа . 1520) 5.3.3 Творчество Микеланджело ди . Лодовико Буонаротти Симони Беседа (1475-1564) 5.3.4 Венецианская школа . живописи. 5.3.4 Творчество Джорджоне и Беседа .1. Тициана. 5.3.4 Творчество Веронезе и Беседа .2. Тинторетто 5.4. История искусства стран Северного Возрождения 5.4.1 История искусства Нидерландов . эпохи Возрождения 5.4.1 Творчество братьев Губерта и Ян Беседа 31 3 1,5 1,5 6 3 3 6 3 3 48 24 24 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 6 3 3 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 .1. 5.4.1 .2. 5.4.2 . 5.4.2 .1. 5.4.2 .2. 5.4.3 . 5.4.4 . 5.5. ван Эйков Творчество Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего История искусства Германии эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) Творчество Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543) Искусство Испании эпохи Возрождения Возрождение во Франции Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 3 51 1,5 25,5 1,5 25,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 Зачет 3 год обучения I полугодие Раздел 6. История искусства стран Западной Европы XVII XVIII вв. 6.1. Стили и художественные направления Лекция западноевропейского искусства XVII - XVIII вв. 6.2. Искусство Италии XVII века 6.2.1 Архитектура и скульптура Беседа . Италии XVII века 6.2.2 Живопись Италии XVII века Беседа . 6.3. История искусства Фландрии Беседа XVII - XVIII вв. 6.4. Искусство Голландии XVIIXVIII вв. 6.4.1 Живопись Голландии XVII-XVIII Беседа . вв. 6.4.2 Творчество Рембрандта ван Беседа . Рейна (1606 – 1669) 6.5. Искусство Испании XVII-ХVIII веков. Творчество Диего Беседа Веласкеса (1599 – 1660) 6.6. Искусство Франции XVIIXVIII вв. 6.6.1 Живопись Франции XVII века Беседа . 6.6.2 Архитектура Франции XVIIБеседа 32 . XVIII вв. 6.6.3 Живопись Франции XVIII века . 6.7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. Искусство Англии XVIII века Раздел 7. История русского изобразительного искусства XVIII века Искусство первой трети XVIII века Русское искусство середины XVIII вв. Русская архитектура второй половины XVIII века Русская живопись и скульптура второй половины XVIII века Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 6 3 3 48 24 24 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 6 3 3 3 1,5 1,5 3 год обучения II полугодие Раздел 8. История искусства стран Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX вв. 8.1. История искусства Франции Беседа рубежа XVIII - XIX вв. 8.2. История искусства Испании Беседа конца XVIII – начала XIX века 8.3. Романтизм в искусстве Франции Беседа начала XIX века 8.4. Искусство критического Беседа реализма во Франции 8.5. Камиль Коро и Барбизонская Беседа школа живописи Раздел 9. История искусства стран Западной Европы второй половины XIX века 9.1. Искусство Франции второй половины XIX века 9.1.1 Творчество Эдуарда Мане (1832Беседа . 1883) 9.1.2 Импрессионизм Беседа . 9.1.3 Творчество Огюста Родена Беседа . (1840-1917) 33 9.1.4 Неоимпрессионизм . 9.1.5 Постимпрессионизм . 9.2. Символизм в искусстве рубежа XIX - XX века 9.3. Модерн и его национальные разновидности 9.4. Зачет 10.1. 10.2. 10.3. Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 9 4,5 4,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 6 3 3 3 51 1,5 25,5 1,5 25,5 9 4,5 4,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 3 1,5 1,5 4 год обучения I полугодие Раздел 10. История русского изобразительного искусства конца XVIII –первой половины XIX века Искусство первой половины XIX века. Архитектура Высокого Беседа классицизма Скульптура первой половины Беседа XIX века Русская живопись первой половины XIX века Творчество О. А. Кипренского Беседа (1782 – 1836) Творчество К. П. Брюллова (1799 Беседа – 1852) Творчество А. А. Иванова (1806 Беседа – 1858) Творчество В. А. Тропинина Беседа (1776 – 1857) Венецианов и его школа Беседа 10.3. 1. 10.3. 2. 10.3. 3. 10.3. 4. 10.3. 5. 10.3. Творчество П. А. Федотова (1815 6. – 1852) Раздел 11. История русского искусства второй половины XIX века 11.1. Русская живопись 60 –х годов XIX века. 11.2 Роль и значение организации «Товарищества передвижных художественных выставок» в развитии русской живописи 11.3. Развитие бытового жанра в 34 живописи 70 – 80 годов XIX века 11.4. Батальная живопись 11.5. Развитие пейзажного жанра 2-й половины XIX века 11.6. 11.7. 11.8. 11.9. 11.1 0. 11.1 1. 12.1. 12.1. 1. 12.1. 2. 12.1. 3. 12.1. 4. 12.2. 12.2. 1. 12.2. 2. 12.2. 3. 12.2. 4. Беседа 3 1,5 1,5 Беседа 6 3 3 48 24 24 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 6 3 3 6 3 3 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 6 3 3 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 4 год обучения II полугодие Творчество В. Д. Поленова Беседа (1844-1927 гг.) Творчество И. И. Левитана (1860 Беседа – 1900 гг.) Творчество И. Е. Репина Беседа (1844 – 1930 гг.) Историческая живопись 70 – 90х гг. XIX века. Творчество В. И. Беседа Сурикова (1848 – 1916 гг.) Творчество В. М. Васнецова Беседа (1848 – 1926 гг.) Архитектура и скульптура Беседа второй половины XIX века Раздел 12. История русского изобразительного искусства конца XIX - начала XX вв. Живопись конца XIX - начала XX вв. Развитие бытового и Лекция исторического жанров Творчество К. А. Коровина Беседа (1861 – 1939 гг.) Творчество В. А. Серова Беседа (1865 – 1911 гг.) Творчество М. А. Врубеля Беседа (1856 – 1910 гг.) Творческие объединения конца XIX - начала XX веков «Мир искусства» (1898 – 1904 Беседа гг.; 1910 – 1924 гг.) Творческое объединение «Союз русских художников» (1903 – Лекция 1924 гг.) Русский символизм. Выставка Лекция «Голубая роза» (1907 г.) Творческое объединение «Бубновый валет» (1911 – 1917 Лекция гг.) 35 12.3. Зачет 3 51 1,5 25,5 1,5 25,5 Учебно-тематический план по предмету «Пленэр» Первый год обучения № Наименование темы Вид учебного Общий объем времени (в часах) занятия Макси Самос Прак мальна тояте тиче я льная ские учебна работ заня я а тия нагрузк а 1.1. Знакомство с предметом «Пленэр» практ. работа 7 3 4 1.2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения практ. работа 7 3 4 1.3. Наброски, зарисовки птиц, этюды животных, фигуры человека практ. работа 7 3 4 1.4. Архитектурные мотивы практ. работа 7 3 4 (малые архитектурные формы) 1.5. Натюрморт на пленэре практ. работа 7 3 4 1.6. Линейная перспектива ограниченного пространства практ. работа 7 3 4 1.7. Световоздушная перспектива практ. работа 7 3 4 49 21 28 Второй год обучения Вид учебного 36 Общий объем времени (в часах) занятия Наименование темы Макси Самос Прак мальна тояте тиче я льная ские работ учебна заня а я тия нагрузк а 2.1 Зарисовки первоплановых элементов пейзажа. Этюды деревьев практ. работа 7 3 4 2.2. Кратковременные этюды пейзажа на большие отношения неба к земле практ. работа 7 3 4 2.3. Архитектурные мотивы практ. работа 7 3 4 2.4 Натюрморт на пленэре практ. работа 7 3 4 2.5. Наброски, зарисовки и этюды птиц, животных и человека практ. работа 7 3 4 2.6. Линейная перспектива глубокого пространства практ. работа 7 3 4 2.7. Световоздушная перспектива практ. работа 7 3 4 49 21 28 Третий год обучения Вид учебного Общий объем времени (в часах) занятия Макси Самос Прак мальна тояте тиче льная ские я работ заня учебна а тия я Наименование темы нагрузк а 3.1. Зарисовки и этюды практ. 37 7 3 4 первоплановых элементов пейзажа работа 3.2. Кратковременные этюды и зарисовки пейзажа на большие отношения практ. работа 7 3 4 3.3. Архитектурные мотивы практ. работа 7 3 4 3.4. Натюрморт на пленэре практ. работа 7 3 4 3.5. Зарисовки и этюды птиц, животных и фигуры человека практ. работа 7 3 4 3.6. Линейная перспектива глубокого пространства практ. работа 7 3 4 3.7. Световоздушная перспектива практ. работа 7 3 4 49 21 28 Четвертый год обучения Вид учебного Общий объем времени (в часах) занятия Макси Самос Прак мальна тояте тиче я льная ские учебна работ заня я а тия нагрузк а Наименование темы 4.1. Зарисовки и этюды первоплановых элементов пейзажа практ. работа 7 3 4 4.2. Этюды и зарисовки пейзажей практ. работа 7 3 4 4.3. Архитектурные мотивы практ. работа 7 3 4 4.4. Натюрморт на пленэре практ. работа 7 3 4 4.5. Зарисовки и этюды птиц, практ. 7 3 4 38 животных и фигуры человека работа 4.6. Линейная перспектива практ. работа 7 3 4 4.7. Световоздушная перспектива практ. работа 7 3 4 49 21 28 Пятый год обучения Общий объем времени (в часах) Вид учебного Наименование темы занятия Макси Самос Прак мальна тояте тиче я льная ские работ учебна заня а я тия нагрузк а 5.1. Зарисовки и этюды фрагментов пейзажа с людьми практ. работа 7 3 4 5.2. Длительные этюды и зарисовки пейзажа практ. работа 7 3 4 5.3. Архитектурные мотивы практ. работа 7 3 4 5.4. Натюрморт на пленэре практ. работа 7 3 4 5.5. Этюды и зарисовки фигуры человека в пейзаже (в парке, на стройке, в порту) практ. работа 7 3 4 5.6. Линейная и световоздушная перспектива практ. работа 7 3 4 5.7. Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра практ. работа 7 3 4 49 21 28 Учебно-тематический план по предмету «Цветоведение» 39 № Вид учебного занятия Наименование раздела, темы Общий объем времени (в часах) Максим Самос Ауди альная тоятел торн учебная ьная ые нагрузк работа занят а ия I полугодие 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Раздел 1. Технические приемы лессировки. Вводная беседа о физических основах учения о свете. Символика цвета. Ахроматические цвета Хроматические цвета. Спектральные цвета урок 1 - 1 урок урок урок урок 7 8 8 8 32 4 4 4 4 16 3 4 4 4 16 урок 8 4 4 урок урок 6 6 3 3 3 3 урок 4 2 2 урок 4 2 2 урок 4 2 2 урок урок 2 34 1 17 1 17 II полугодие 2.1. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Раздел 2.Цветовой круг. Построение цветового круга. Раздел 3. Смешение цветов. Теплые цвета. Холодные цвета. Лессировки. Составные цвета, полученные наложением одного цвета на другой. Составные цвета, полученные путем смешения красок. Основные цвета и промежуточные оттенки, полученные в смесях красок. Контрольный урок Учебно-тематический план по предмету «Композиция прикладная» 40 Наименование раздела, темы Общий объем времени Вид учебног о занятия Максимал ьная учебная нагрузка Самостоят ельная работа Аудиторн ые занятия в часах Первый год обучения (2 класс) I полугодие Раздел 1. Основы общей композиции 1.1 Вводная беседа. Понятие предмета «Композиция прикладная» Урок 3 2 1 1.2 Изобразительные свойства композиции (линия, пятно, точка штрих) Урок 6 4 2 1.3 Масштабирование формы и формата Урок 6 4 2 1.4 Пропорциональность форм внутри формата (соразмерность предметов) Урок 6 4 2 1.5 Ритм, метр Урок 6 4 2 1.6 Симметрия и асимметрия Урок 12 8 4 1.7 Динамика и статика Урок 9 6 3 Раздел 2. Стилизация Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы 2.1 Рисунок с натуры Урок 12 8 4 2.2 Силуэт Урок 6 4 2 2.3 Трансформация формы предмета Урок 18 12 6 2.4 Геометризация формы Урок 12 8 4 41 96 64 32 Первый год обучения (2 класс) II полугодие Раздел 3. Цветоведение Характеристики цвета 3.1 Цветовой круг (8 цветов) Урок 6 4 2 3.2 Основные группы цветов Урок 12 8 4 3.3 Насыщенные, ненасыщенные цвета Урок 6 4 2 3.4 Темные и светлые Урок 6 4 2 3.5 Теплые и холодные Урок 12 8 4 3.6 Декоративная выразительность цвета Урок 12 8 4 Раздел 4. Орнамент Способы создания линейного орнамента 4.1 Виды орнамента. Орнаментальная полоса Урок 6 4 2 4.2 Принципы построения линейного орнамента Урок 12 8 4 4.3 Орнаментальный мотив Урок 12 8 4 4.4 Орнамент в полосе Урок 18 12 6 102 68 34 Второй год обучения (3 класс) I полугодие Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы 1.1 Копирование Урок 6 8 4 1.2 Графические техники, как способ Урок стилизации 26 24 12 Раздел 2. Основы общей композиции 42 Выявление композиционного центра 2.1 Зрительный центр. Равновесие картинной плоскости Урок 6 4 2 2.2 Способы выделения композиционного центра Урок 18 12 6 2.4 Плоскостная композиция Урок 24 16 8 94 64 32 Второй год обучения (3 класс) II полугодие Раздел 3. Орнамент Замкнутый орнамент. Способы построения замкнутого орнамента 3.1 Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в круге) Урок 12 8 4 3.2 Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в квадрате) Урок 12 8 4 3.3 Орнаментальная композиция в круге Урок 24 16 8 Раздел 4. Цветоведение Ахроматическая, монохромная гамма 4.1 Ахроматическая гамма Урок 6 4 2 4.2 Монохромная гамма Урок 24 16 8 4.3 Декоративная выразительность цвета Урок 24 16 8 102 68 34 Третий год обучения (4 класс) I полугодие Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация предметов быта 43 1.1 Натюрморт Урок 3 2 1 1.2 Способы декоративизации натюрморта Урок 12 8 4 1.3 Способы изменения характера натюрморта Урок 9 6 3 Раздел 2. Цветоведение Гармоничное сочетание двух цветов 2.1 Цветовая пара. Контрасты Урок 6 4 2 2.2 Цветовая пара. Нюансы Урок 6 4 2 2.3 Изменение контраста в цветовой паре Урок 6 4 2 2.4 Декоративная выразительность цвета Урок 6 4 2 48 32 16 Третий год обучения (4 класс) II полугодие Раздел 3. Основы общей композиции Доминанта и акцент в композиции 3.1 Натурные зарисовки натюрморта с введением декоративности Урок 9 6 3 3.2 Выделение доминанты Урок 15 10 5 Раздел 4. Орнамент Сетчатый орнамент. Способы построения сетчатого орнамента. Способы построение плетеного орнамента 4.1 Композиционная структура сетчатого орнамента Урок 9 6 3 4.2 Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки Урок 9 6 3 4.3 Способы построения плетеного Урок 9 6 3 44 орнамента 51 34 17 Четвертый год обучения (5 класс) I полугодие Раздел 1. Основы общей композиции Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов 1.1 Эмоциональные свойства линии Урок 3 2 1 1.2 Эмоциональные свойства пятна (геометрические фигуры) Урок 3 2 1 1.3 Фактура Урок 6 4 2 1.4 Эмоциональная выразительность предметов Урок 12 8 4 Раздел 2. Стилизация Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы 2.1 Натурная зарисовка Урок 3 2 1 2.2 Орнаментально-художественная Урок выразительность природной формы 6 4 2 2.3 Декоративная выразительность природной формы 15 10 5 48 32 16 Урок Четвертый год обучения (5 класс) II полугодие Раздел 3. Цветоведение Колористическая композиция 3.1 Колорит монохромный Урок 3 2 1 3.2 Колорит в двухцветной гамме Урок 6 4 2 3.3 Колорит полихромный Урок 15 10 5 Раздел 4. Декорирование и моделирование керамических изделий 45 4.1 Ручное формирование. Ленточножгутовая техника. 4.2 Работа на гончарном круге № 1 1.1 2 Урок 12 8 4 15 10 5 51 34 17 Учебно-тематический план по предмету «Беседы об искусстве» Наименование раздела, темы Вид Общий объем учебно времени в часах го Максим Самост Аудито заняти альная оятел рные я учебна ьная занят я работ ия нагрузк а а 66 16.5 49.5 2 0,5 1,5 Виды искусства Вводная беседа о видах искусства беседа Пространственные (пластические) виды искусства 2.1 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 2.2 Графика и живопись как виды изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.3 Скульптура как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.4 Архитектура как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.5 Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства беседа 2 0,5 1,5 2.6 Народные ремесла, ремесла родного края экскурс ия 2 0,5 1,5 46 3 Динамические (временные) виды искусства 3.1 Знакомство с динамическими (временными) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 3.2 Литература как вид искусства беседа 2 0,5 1,5 3.3 Музыка как вид искусства урокпрослу шиван ие 2 0,5 1,5 4 Синтетические (зрелищные) виды искусства 4.1 Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 4.2 Танец и виды танцевального искусства интегр ирован ное заняти е 2 0,5 1,5 4.3 Искусство театра интегр ирован ное заняти е 2 0,5 1,5 4.4 Искусство кино интегр ирован ное заняти е 2 0,5 1,5 5 Язык изобразительного искусства 5.1 «Как работает художник, чем пользуется» урокигра 2 0,5 1,5 5.2 Виды изображений в картине беседа 2 0,5 1,5 5.3 Жанры изобразительного искусства экскурс ия 2 0,5 1,5 47 5.4 «Композиция» беседа 2 0,5 1,5 5.5 Рисунок беседа 2 0,5 1,5 5.6 Язык графики экскурс ия 2 0,5 1,5 5.7 Выразительные средства графики практи ческое заняти е 2 0,5 1,5 5.8 Язык живописи экскурс ия 2 0,5 1,5 5.9 «Колорит» экскурс ия 2 0,5 1,5 5.10 Способы работы с цветом практи ческое заняти е 2 0,5 1,5 6 Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия. 6.1 Библиотека беседа 2 0,5 1,5 6.2 Правила пользования библиотекой экскурс ия 2 0,5 1,5 6.3 Как работать с книгой практи ческое заняти е 2 0,5 1,5 6.4 Сеть интернет как информационный ресурс беседа 2 0,5 1,5 6.5 Музеи беседа 2 0,5 1,5 6.6 Реставрация и хранение объектов культуры и искусства урокисслед ование 2 0,5 1,5 48 6.7 Хранение «культурных единиц» беседа 2 0,5 1,5 6.8 «Мой родной город вчера и сегодня» практи ческое заняти е 2 0,5 1,5 6.9 Значение культурного наследия в истории человечества урокисслед ование 2 0,5 1,5 8. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Программа направлена на творческое, эстетическое, духовнонравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства. 9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация содержания программы «Живопись» обеспечивает формирование и развитие общекультурных компетенций учащихся. В результате освоения программы «Живопись» происходит целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: В области художественного творчества: • знания терминологии изобразительного искусства; • умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; • умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; • навыков анализа цветового строя произведений живописи; • навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; • навыков передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; • навыков подготовки работ к экспозиции. 49 в области истории искусств: • знания основных этапов развития изобразительного искусства; • умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности; • первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды. в области пленэрных занятий: • знания об объектах живой природы, особенности работы над пейзажем, архитектурными мотивами; • Навыки восприятия натуры в естественной природной среде. Результатом освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части должны отражать: Рисунок: - Знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; - Знание законов перспективы; - Умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; - Умение моделировать форму сложных предметов тоном; - Навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. Живопись: - Знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств, - Знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя; - Навыки в использовании основных техник и материалов; - Навыки последовательного ведения живописной работы. Композиция станковая: - Знание понятий и терминов, используемых при работе над композицией; - Умение уравновешивать основные элементы в листе, четко выделять композиционный центр; - Владение техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками; История изобразительного искусства: - Основные понятия изобразительного искусства; - История изобразительного искусства Древнего мира; - История изобразительного искусства зарубежных стран Средних веков; - История изобразительного искусства стран зарубежного Востока Средних веков. Пленэр: 50 - Знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; - Умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция; - Навыки восприятия натуры в естественной природной среде; Цветоведение: - Роль цветоведения в живописи. - Основные свойства цвета: цветовой оттенок, светлота, насыщенность. Их роль в работе цветовыми отношениями. - Основы цветоведения и колористики. - Основные понятия в композиции. - Роль цветового и тонового камертона при определении и построении цветовых отношений. - Светлотный и цветовой контрасты, их роль в изображении. - Дополнительные цвета и их роль в живописном изображении. Тепло- холодность в живописи. - Особенности в создании единства цветового строя изображения, гармония колорита. - Физиологическое и эмоционально-эстетическое воздействие цвета. - Особенности зрительного восприятия формы и цвета. Композиция прикладная: - Дать учащимся первое представление о прикладной композиции как специфической художественно-творческой конструкторской деятельности человека; - Познакомить с историей возникновения и развития дизайна; - Познакомить с основными методами художественного проектирования; - Формирование простейших умений и навыков в художественном конструировании предметной среды. 10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМЫ ОЦЕНОК Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в школьную документацию (классный журнал). В них учитываются: • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; • качество выполнения предложенных заданий; • инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы; 51 • темпы продвижения. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки. В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой могут использоваться контрольные работы, практические работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, доклады, викторины, самостоятельные работы, просмотры, академические и творческие работы учащихся. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся по программе «Живопись». Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются Школой самостоятельно в соответствии с Положением "О системе оценок, форм и порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации и перевода учащихся в MAУ ДО "ДШИ" утвержденным Приказом № 14a от 28.08.2017 года. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности учащихся по окончании четверти, в соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения: • качества реализации образовательного процесса; • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету; • уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме: • контрольных уроков; • зачетов; • экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок, викторин и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четвертных (полугодовых) учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Итоговая аттестация учащихся по программе «Живопись» представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками программы «Живопись», установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанной образовательной программы, а также срокам её реализации. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: 1) Композиция станковая; 2) История изобразительного искусства. 52 Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно. К итоговой аттестации допускаются выпускники, освоившие программу «Живопись» в полном объеме. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: • развитие изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств; • знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства; • знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; • умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности; • навыки последовательного осуществления работы по композиции; • наличие кругозора в области изобразительного искусства. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой самостоятельно. Фонды оценочных средств, включают типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными, соответствовать целям и задачам программы «Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства. Порядок выставления оценок: Текущая отметка выставляется в классный журнал. По итогам промежуточной аттестации выставляются четвертные, полугодовые и годовые отметки. Четвертные и годовые отметки заносятся в общешкольную ведомость по классам. Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений, учащихся в образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и программой. Оценка, полученная на экзамене (в том числе и неудовлетворительная) заносится в экзаменационную ведомость. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте 53 O Школы. Критерии оценок отражаются в учебной программе на учебный предмет. Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют: • определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; • оценить умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; • оценить обоснованность изложения ответа; • оценить уровень приобретенных знаний, умений и навыков, в т.ч. исполнительских, в процессе освоения/по завершению освоения программы «Живопись». Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам. Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам. Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается отвечать на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ, показывающий незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам. По окончании четверти, учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. По окончании всего курса программы выдается свидетельство. 11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 7-10 человек. Основные методы обучения: – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; – частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); – творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); – игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и 54 укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. 12. ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСТНОСТИ Общие требования безопасности. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Опасность возникновения травм: * при работе с острыми, колющими и режущими инструментами; * при работе с красками; * при нарушении инструкции по ТБ. В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим. Требования безопасности перед началом уроков. - Подготовить необходимые материалы и инструменты. - Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы. - Входить в кабинет спокойно, не торопясь. - При слабом зрении надеть очки. - Одеть рабочую одежду - нарукавники, фартук. Требования безопасности во время занятий. - Выполнять все действия только по указанию преподавателя. - Не делать резких движений во время работы. - Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину. - Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами. - Не покидать рабочее место без разрешения преподавателя. Требования безопасности в аварийных ситуациях. - При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателя. - При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде преподавателя организованно, без паники покинуть помещение. - При получении травмы немедленно сообщить о случившемся преподавателю. 55 Требования безопасности по окончании занятий. После окончания работы произведите уборку своего места. Вымойте руки с мылом. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите преподавателю. 13. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Барышников А.П. Перспектива, М., 1955 2.Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955 3.Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 367 с. – (Среднее профессиональное образование). 4.Белов А. М., Вязовикина К. А., Данилова А. А. и др. Искусство: Научнопопулярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416 с. – (Современная школьная энциклопедия). 5.Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 6.Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 7.Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.1. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. – 544 с. 8.Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т. 2. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2002.– 512 с. 9.Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.1 – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 400 с.: ил. 10.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств [Текст]. Вып.1: От древнейших времён по XVI век / Н. А. 11.Дмитриева. - 4-е изд., стер. - М.: Искусство, 1986. - 318: ил.перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 368 с.: ил 12.Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3е изд., 13.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – 3-е изд., 14.Изобразительное искусство, 1981. – 214 с.: 407 ил. 15.История искусства. – Первые цивилизации. – Пер. с исп. – М.: ЗАО Бета – сервис, 1998 г. – 220 с.: ил. 16.Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968 17.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2006 18.Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996 19Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. М.: Конец века, 1997 20.Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997 21.Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 22.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996 23.Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980 56 24.Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005 25.Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2 26.Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985 27.Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999 57