Оглавление Введение ……………………………………………………………… 3 1. Общие сведения об образовательном учреждении ……………… 4 2. Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности …………………………………………………………. 5 3. Структура и система управления …………………………………… 10 4. Качество подготовки учащихся выпускных классов ……………… 11 5. Качество организации учебного процесса …………………………. 14 6. Участие в конкурсах и фестивалях …………………………………. 17 7. Концертная и творческая деятельность ……………………………. 18 8. Поддержка одаренных детей ……………………………………….. 18 9. Кадровое обеспечение ……………………………………………….. 19 10 Качество методической деятельности и повышение квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства…………………….………..…………………………….. 19 11. Качество материально – технического обеспечения……………… 20 12. Внутришкольный контроль …………………………………………. 20 Приложение ………………………………………………………….. 22 2 Ведение Самообследование Муниципального дополнительного образования автономного Армизонского района учреждения "Детская школа искусств" МАУ ДО "ДШИ " (далее – Школа) проводилось в соответствии с Законом образовании Российской Федерации в Российской от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 "Об самообследования утверждении образовательной Порядка организацией", проведения внутренними локальными актами Школы. Отчет составлен по материалам самообследования деятельности Школы с 01.04.2022 г. по 01.04. 2023 г. При самообследовании анализировались: • организационно - правовое обеспечение образовательной деятельности; • структура и система управления; • образовательная деятельность в целом (соответствие содержания учебных планов и образовательных программ, соответствие качества подготовки выпускников по результатам текущей успеваемости и итоговых аттестаций требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, качество организации учебного процесса); • концертная деятельность; • участие в фестивалях и конкурсах различного уровня; • методическая деятельность педагогического коллектива; • кадровое обеспечение образовательного процесса по заявленным образовательным программам; • методическое и учебное обеспечение образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ; 3 • материально-техническая база (обеспеченность образовательного процесса необходимым оборудованием). 1. Общие сведения об образовательном учреждении. 1.1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Армизонского района "Детская школа искусств". Сокращённое наименование Учреждения – МАУ ДО "ДШИ". Вид экономической деятельности – дополнительное образование детей и взрослых. Форма собственности – муниципальная собственность. Организационно-правовая форма - автономное учреждение 1.2. Юридический адрес: 627220, Российская Федерация, Тюменская область, Армизонский район, село Армизонское, улица Карла Маркса, дом 5. 1.3. Фактический адрес: 627220, Российская Федерация, Тюменская область, Армизонский район, село Армизонское, улица Карла Маркса, дом 5. 1.4. Учредителем учреждения является администрация Армизонского муниципального района. 1.5. Директор образовательного учреждения – Елена Фёдоровна Костомарова. 1.6. Школа имеет в своей структуре: 1.6.1. Учебные отделения: • Музыкальное отделение; • Художественное отделение; • Хореографическое отделение; 4 • классов Эстетическое отделение, в том числе учащиеся начальных Армизонской СОШ занимаются по программам общего эстетического развития; 2. Организационно – правовое обеспечение образовательной деятельности. - Устав МАУ ДО Армизонского района распоряжением главы администрации "ДШИ" утверждён Армизонского муниципального района № 111-р от 15 марта 2019 года; - лицензия на право ведения образовательной деятельности от 06.04.2016 г. № 096 серия 72 Л 01 №0001729; - свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выдано 29.12.2007 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тюменской области, бланк серия 72 № 001616549; - свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения, выдано 01.01.2011 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Тюменской области, бланк серия 72 № 002397305; Школа является некоммерческой организацией, созданной для реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области искусств. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными законодательством Российской Федерации и Уставом, путем реализации дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ в области искусств и обеспечения прав жителей Армизонского муниципального района на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни. Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании в 5 Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Международными актами в области защиты прав ребенка, нормативными правовыми актами Министерства культуры РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, приказами и распоряжениями Департамента культуры Тюменской области, администрации Армизонского муниципального района. Цель, задачи, предмет и виды деятельности. МАУ ДО "ДШИ" создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации Армизонского муниципального района в сфере дополнительного образования по программам, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Школа осуществляет дополнительное направлено на формирование и развитие удовлетворение эстетическом, индивидуальных нравственном и образование, которое творческих способностей, потребностей физическом в интеллектуальном, совершенствовании, на организацию свободного времени, выявление и поддержку одаренных детей и молодежи. Основной целью деятельности ДШИ является организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим и предпрофессиональным) программам в области культуры и искусства, социально педагогическая деятельность. Предметом деятельности являются действия, направленные на реализацию образовательных программ дополнительного образования, а также предоставления услуг в различных сферах общественной жизни: 6 общего музыкального образования; общего художественного образования; общего хореографического образования; общего эстетического развития. Основными задачами (направлениями деятельности) школы являются: • Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства на основе определенных государством образовательных цензов, стандартов. • Выявление одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. • Вовлечение различных групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно- практических навыков. • Формирование и развитие эстетических и творческих потребностей и вкусов общей культуры различных социальных и возрастных групп населения, в том числе учащихся. • Создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории зрителей, активизирующей художественную жизнь общества. • Обеспечение преемственности разрабатываемых образовательных программ, позволяющих одаренным учащимся сделать выбор будущей профессии, продолжить успешное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Основными видами деятельности Учреждения являются: • Реализация образовательных хореографического, художественного и программ музыкального, эстетического направлений и проектов развития культурного уровня населения. • Разработка и реализация на основе федеральных государственных образовательных требований дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств. 7 • Подготовка и реализация информационно - справочных изданий, программ, методических разработок, проектов, связанных с деятельностью Учреждения. • Предоставление дополнительных платных образовательных услуг (дошкольные группы эстетического развития, ускоренный курс обучения по полному курсу школы, либо по отдельным предметам, углубленное изучение предметов (изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом), вечернее отделение для учащихся старших классов, проведение практики по дизайну, репетиторство, консультации, курсы по подготовке к поступлению в учебные заведения, обучение по дополнительным образовательным программам допрофессиональной подготовки, услуги, не предусмотренные образовательными программами. • Проведение семинаров, концертов, конкурсов. • Организация выставок, выполнение оформительских проектов. • Работы различных кружков, студий, клубов для выпускников, клубов для родителей учащихся и других клубов по интересам творческой и эстетической направленности. По программе общего эстетического развития занимаются дети начальных классов Армизонской СОШ. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств: Музыкальное отделение: - Фортепиано - нормативный срок освоения 5 лет. Отделение изобразительного искусства: - Основы изобразительного искусства - нормативный срок освоения 3 года; - Живопись - нормативный срок освоения 4 года; Отделение хореографии: - Хореографическое творчество - нормативный срок освоения 4 года. 8 Отделение эстетического воспитания: - Эстетическое воспитание - нормативный срок освоения 4 года. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись» - срок реализации 5 лет; Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Хореографическое творчество» – срок реализации 5 лет; Срок освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства, может быть увеличен на один год. Учреждение имеет право реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в сокращённые сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований. Школа является юридическим лицом, имеет план финансовохозяйственной деятельности, лицевой счет в казначействе администрации Армизонского муниципального района для учета операций со средствами, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием и другие реквизиты юридического лица. Школа самостоятельно от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и исполняет обязанности, является истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах, совершает любые, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Уставу сделки. Школа обеспечивает доступ к информации о своей деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Армизонского района. Школа осуществляет свою деятельность на основе муниципального задания. 9 Локальными нормативными актами Школы также являются: акты приёма - передачи имущества и приёмки Учреждения к новому учебному году; трудовые договоры; правила внутреннего трудового распорядка для работников МАУ ДО Армизонского района "ДШИ"; приказы, распоряжения директора учреждения; правила, положения, регламенты работы, дополнительные соглашения; инструкции; расписание занятий; программы, реализуемые Учреждением; план работы; учебные планы. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса регламентируются Уставом и локальными актами Школы. 3. Структура и система управления Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия коллегиальности. Органами управления Учреждением являются: • Учредитель; • Руководитель учреждения; • Наблюдательный совет Учреждения, • Общее собрание трудового коллектива Учреждения; • Педагогический совет Учреждения. 10 и Школа работает по согласованному и утвержденному директором плану работы на учебный год. Все заседания коллегиальных органов проводятся в соответствии с утвержденным в Учреждении планом работы. Преподавательский состав формируется в соответствии со штатным расписанием. На педагогическую и концертмейстерскую работу принимаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, подтверждённое документами об образовании и отвечающие квалификационным требованиям и требованиям профессионального стандарта по профессии преподаватель. 4. Качество подготовки учащихся выпускных классов. Качеству содержания подготовки выпускников в Школе придается важнейшее значение. Детальному анализу подвергались образовательные программы, учебные планы и весь комплекс учебно - методического сопровождения. Учебные разработаны в планы школы по соответствии с программам в области искусств федеральным государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарноэпидемиологические образования требования СанПиН к 2.4.4.3172-14». учреждениям Перечень дополнительного учебных предметов определён в пределах имеющихся финансовых средств. Учебные планы предусматривают постепенность увеличения нагрузки от класса к классу и адаптированы к организации образовательного процесса. 11 В планах усилено внимание к коллективным формам творческой деятельности (инструментальные ансамбли, вокальная группа) необходимым для совершенствования воспитания исполнительских навыков учащихся. Комплекс предметов в учебном плане ориентирован на получение учащимися важных практических навыков (свободного владения музыкальными инструментами, умение правильно и красиво петь, умения играть в ансамбле, умение петь в хоре, применять в музицировании теоретические знания), развитие творческих способностей и кругозора обучающихся, воспитание эстетического вкуса, направлен на выявление и подготовку наиболее одаренных детей для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения культуры и искусства. Учебные планы предусматривают возможность обучения детей с любым из указанных сроков в зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных способностей (3, 4, 5 лет). По всем учебным предметам реализуемых образовательных программ преподавателями разработаны рабочие программы, которые сопровождаются списками учебно - методической литературы имеющейся в школе. Все образовательные программы, а также рабочие программы по учебным предметам были рассмотрены на педагогических советах и утверждены директором школы. Разработаны и утверждены в установленном порядке требования к итоговой аттестации выпускников. Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме, определяет уровень и качество освоения образовательной программы в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. Количество выпускных экзаменов и их виды по конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств устанавливаются 12 федеральными государственными требованиями, по образовательным программам дополнительного образования детей и дополнительным общеразвивающим программам в области искусств – учебными планами. Для организации итоговой аттестации ежегодно создаются экзаменационные комиссии. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств выдается заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей, выдается заверенное печатью Школы свидетельство (сертификат) об освоении указанных программ. Форма свидетельства (сертификата) устанавливается Школой самостоятельно. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты и отчисленным из Школы, выдается академическая справка. В целом учебно-методическая документация по образовательным программам разработана на достаточном профессиональном уровне, обеспечен единый подход к реализации программ. В Школе сформирована комплексная профессиональной ориентации учащихся, главная система ранней задача которой – опережающая профессиональная ориентация, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения обучающегося в соответствии с его желаниями, склонностями, способностями и индивидуально-личностными особенностями, создание реальных условий для эффективного развития детей и подростков, обладающих способностями для получения профессионального образования в области искусств. 13 дальнейшего Основные направления в работе по ранней профессиональной ориентации обучающихся: • установление долговременных двухсторонних отношений с образовательными учреждениями в области культуры и искусства с целью продолжения образования по соответствующей специальности; • участие в концертах, конкурсах, фестивалях, мастер-классах; • организация проведения собраний с целью информирования учащихся и их родителей (законных представителей) о возможности продолжения профессионального обучения в области музыкального искусства; 5. Качество организации учебного процесса. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми и утверждаемыми Школой самостоятельно. Образовательные программы школы способствует решению следующих задач: формирование гармонично развитой личности; достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства; овладение знаниями умениями и навыками по выбранному виду искусства, необходимыми для приобретения собственного опыта в художественной деятельности; формирование умений самостоятельно работать; создание условий для ранней профессиональной ориентации; достижение определённого уровня теоретической грамотности; овладение навыками осознанного восприятия полученных знаний в практической деятельности. 14 и применение Содержание программ позволяет говорить о сохранении в школе образовательных классических традиций и традиционных подходов к освоению определённых видов искусства, а так же гибкому применению в образовательном процессе инновационных технологий (разноуровневый подход к освоению учебных программ, ускоренный курс обучения, дифференцированное вариативное обучение с учётом творческих способностей детей и их индивидуальных особенностей). Организация образовательного процесса (в том числе начало и окончание учебного года, продолжительность каникул) регламентируется: - Уставом - учебными планами, - годовым календарным учебным графиком, утверждаемым Школой самостоятельно, - расписанием занятий. Предельная недельная учебная нагрузка на одного учащегося устанавливается в соответствии с учебным планом, возрастными и психофизическими особенностями учащихся, нормами СанПиН. Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебного процесса в Школе является урок. Продолжительность одного урока регламентируется нормами СанПиН и установлена от 30 до 40 минут. Формами промежуточной аттестации могут быть: сольный концерт, экзамен, академический концерт, контрольный урок, зачет и др. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. 15 Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации учащихся разрабатываются Школой самостоятельно: - по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам на основании федеральных государственных требований; - по общеразвивающим программам – на основании требований образовательных программ. Перевод учащихся в следующий класс по итогам учебного года осуществляется приказом директора школы на основании решения Педагогического Совета. Образовательная деятельность осуществляется в процессе аудиторной работы и внеурочных мероприятий. Для ведения образовательного процесса установлены следующие формы проведения занятий: 1. индивидуальные и групповые занятия с преподавателем; 2. самостоятельная (домашняя работа) учащегося; 3. контрольные мероприятия, предусмотренные учебными планами и программами (контрольные уроки, зачеты, экзамены, академические концерты); 4. культурно-просветительские мероприятия (лекции, беседы, концерты, фестивали и т.д.); 5. внеурочные классные мероприятия (классные собрания, классные часы, творческие мероприятия, мероприятия приуроченные к календарным праздникам). В Школе совершенствованию большое учебного внимание процесса. уделяется организации Обновлены и нормативные документы, регламентирующие организацию учебного процесса: Положение о приёме и порядке отбора детей при поступлении в МАУ ДО Армизонского района «Детская школа искусств» в целях их обучения по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств; 16 Положение о режиме учебных занятий в МАУ ДО Армизонского района «Детская школа искусств»; Порядок возникновения, изменения, приостановления и прекращения отношений между дополнительного Муниципальным образования автономным Армизонского района учреждением ”Детская школа искусств“ и обучающимися (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 6. Участие в конкурсах и фестивалях. Анализ результатов участия воспитанников школы в конкурсах и фестивалях показал положительную динамику. Повысилась результативность участия учащихся школы в конкурсах и фестивалях различного уровня. В 2023 году обучающиеся школы принимали участие в конкурсах регионального, областного и окружного уровней: Третий Всероссийский конкурс «Таланты России» XXIV Межрегиональная традиционная выставка детского художественного творчества «Весенняя радуга», посвященная 350летию со дня рождения Петра I XXVIII областной открытый фестиваль народного творчества им. С.И. Мамонтова, г. Ялуторовск Международный конкурс искусств «Я в искусстве» XXII Областной национальный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Радуга» XVII Областной конкурс молодых дарований "Дебют 2022» XX Международный конкурс талантов для детей и взрослых «К вершине творчества» 17 III Областной национальный фестиваль детского художественного творчества “Фантазия» IV Открытый межрайонный конкурс солистов и ансамблей “Призвание Артист» II Открытый межрайонный конкурс по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству «Краски лета» Международный конкурс-фестиваль искусств «На Олимпе» Областной конкурс-фестиваль искусств «Таланты Тюменского края» Международный фестиваль-конкурс «Жар-птица России» XII Всероссийский конкурс солистов и ансамблей народной культуры “Сибирские родники» III Региональный онлайн фестиваль-конкурс среди талантливых детей “Юность Тюмени» 7. Концертная и творческая деятельность. Наши учащиеся и преподаватели активно принимают участие в концертных программах ДШИ а также участвуют в концертных программах Армизонского районного дома культуры и Армизонской СОШ, МАУ ФКиС "ФОЦ", МАОУ ДО «Дом творчества», Армизонская Центральная районная библиотека, МАУ «КЦСОН». 8. Поддержка одарённых детей Поддержка и продвижение одаренных детей осуществляется школой в различных формах: - оплата поездок на конкурсы и фестивали; - организация концертной деятельности на уровне Армизонского района (участие в концертных программах ДШИ, Армизонского районного дома культуры, Армизонской СОШ, выездные концерты); 18 - публикация информации: в средствах массовой информации; на сайте Школы; на информационном портале культуры Тюменской области, на бесплатной федеральных цифровой и платформе региональных для афишах, а размещения событий также продвижения для на мероприятий в сфере культуры - «PRO.Культура.РФ»; ВКонтакте на странице социального проекта «СОСЕДИ»; в группе ВКонтакте МАУ ДО «Детская школа искусств»(Армизонский р-н). - приобретение необходимого технического оборудования. 9. Кадровое обеспечение На момент проведения самообследования в Школе работают 6 преподавателей, аттестованных – 6 человек, из них: 2 преподавателя имеют высшую квалификационную категорию и 2 преподавателя имеют первую квалификационную категорию. 10. Качество методической деятельности и повышение квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства. В Школе осуществлялась активная работа по повышению методического уровня педагогических работников. Все преподаватели проходят курсы повышения квалификации при ФГБОУВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий», ежегодно посещают конференции и открытые уроки, которые организовывает учебно – методический центр в сфере дополнительного образования детей в г. Тюмени. 1 преподаватель (Меньщикова Е.Н.) прошла курсы повышения квалификации ФБГОУВО «Кемеровский государственный институт культуры» по программе «методика преподавания классического танца в младших классах», 36 часов 04.05.2022-20.05.2022 19 1 преподаватель (Сергеевичева Е.С.) прошла курсы повышения квалификации в ФГБОУВО «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского» по программе «современные методы организации деятельности хорового коллектива в ДШИ», 36 часов 14.03.2022-18.03.2022. 1 преподаватель (А.Н. Лавник) прошла курсы повышения квалификации в ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств» по программе «Использование различных техник и материалов на уроках в ДШИ (акварель, гуашь, темпера)» в объеме 36 часов, 01.03.202215.03.2022 г. 11. Качество материально – технического обеспечения Школа расположена в здании площадью 369,7 м2. и на 2-ом этаже. Образовательный процесс организован в 7 оборудованных учебных классах, площадь которых составляет 183 м2. В школе имеется концертный зал на 40 посадочных мест. Все классы оснащены музыкальными инструментами и мебелью в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Помещение оснащено охранно - пожарной сигнализацией. Помещение и оборудование соответствует нормативным требованиям и находится в удовлетворительном состоянии. 12. Внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль – основной источник информации для анализа состояния и результатов образовательного процесса. Основным объектом внутришкольного контроля является деятельность преподавателей Школы, а предметом – соответствие результатов их педагогической деятельности законодательству РФ и нормативным актам, включая приказы, распоряжения по ДШИ вышестоящих органов, приказы и решения директора Школы. 20 Внутришкольным контролем является: - реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов; - использования методического обеспечения в образовательном процессе; - соблюдения Устава Школы, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов Школы; - соблюдения требований к ведению школьной документации: журналов групповых и индивидуальных учебных занятий, индивидуальных планов; - соблюдения порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости; - уровня освоения образовательных программ, качества знаний, умений и навыков обучающихся, динамики личностного роста. Формами внутришкольного контроля являются: - посещение уроков, концертов, академических концертов, зачетов и экзаменов; - проверка школьной документации (журналов групповых и индивидуальных учебных занятий, индивидуальных планов); - проверка материалов, связанных с трудовой дисциплиной: явочных листов, журналов по охране труда и технике безопасности, медицинских обследований и т.д.; - проведение мониторинга (анкетирование) удовлетворенности родителей и учащихся качеством образовательных услуг. 21