хореография 5 лет 2024-25

СОДЕРЖАНИЕ
1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

5

3

Нормативные правовые основы разработки программы

6

4

Срок реализации программы

7

5

Сведения о затратах учебного времени

7

6

Форма проведения учебных аудиторных занятий

11

7

Учебно - тематический план

11

8

Краткое содержание изучаемого курса

40

9

Ожидаемые результаты

41

10

Формы и методы контроля, системы оценок

45

11

Методическое обеспечение учебного процесса

47

12

Инструкция по технике безопасности

48

13

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

50

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
1.

Полное название

Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
художественной направленности
«Хореографическое творчество»

2.

Направленность

Художественная

3.

Тип программы

Предпрофессиональная

4.

Вид деятельности

Хореографическое искусство

5.

Автор-составитель

Меньщикова Елена Николаевна, преподаватель

6.

Цели

Приобщение детей к хореографическому
искусству, развитие их творческих
способностей и приобретение ими
профессиональных навыков.

7.

Задачи

- обеспечение необходимых условий для
всестороннего развития личности;
- создание основы для осознанного выбора
будущей профессии в области культуры и
искусства.

8.

Форма обучения

Очная

9.

Краткое
содержание

Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающегося и включает в себя
предметы:
Классический танец;
Народно - сценический танец;

Подготовка концертных номеров;
Гимнастика;
Ритмика;
Беседы об искусстве;
Слушание музыки и музыкальная грамота;
История хореографического искусства;
Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
Современный танец.
Основы игры на музыкальном инструменте
10. Возрастная
категория

от 9 лет

11. Категория
состояния здоровья

Дети с основной группой здоровья

12. Период реализации
программы

5 лет

13. Продолжительность Общее количество часов по учебному плану
составляет 2250 ч.
реализации
программы в часах
14. Число детей,
обучающихся в
группе

8-15 человек

16. Место реализации

МАУ ДО «ДШИ»
Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла
Маркса, д. 5.

I. Пояснительная записка
Настоящая общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные
требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Школа вправе
реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной
деятельности.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
  выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития
детей;

 приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства, позволяющих
исполнять хореографические постановки в соответствии с необходимым уровнем танцевальной грамотности;

 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Программа разработана с учётом:
 обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства;

 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Цели программы:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов;

 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными
ценностями;

 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;




 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать
основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными
требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать
объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.

Задачамиявляются:

 обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия её способностей;
 создание основы для осознанного выбора будущей профессии в области культуры и искусства.
Программа может быть использована для разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (при
необходимости)

Нормативные правовые основы разработки программы
Настоящая общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные
требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Школа вправе
реализовывать дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной
деятельности.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 1.09.2017 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями); Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная
стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013
№ 792-р «Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Срок реализации программы
Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый
класс в возрасте с девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.


Сведения о затратах учебного времени

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области хореографического искусства
«Хореографическое творчество»

1

ПО.01.
ПО.01.УП.01.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

5-й класс

4-й класс

3-й класс

1-й класс

2-й класс

Распределение по годам обучения

Экзамены

(по учебным
полугодиям)2)

14

Количество недель аудиторных занятий

Структура и объем ОП

2250,52646,51)

198-330

2052,5-2316,5

Обязательная часть
Хореографическое
исполнительство
Ритмика3)

2250,5

198

2052,5

1782

33

1749

66

Промежуточна
я аттестация

Зачеты,
контрольные уроки

Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые занятия

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Нормативный срок обучения – 5 лет

66

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

2



33

ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.

Гимнастика

66

Классический танец

924

33

33

2

92
4

1…
-9

ПО.01.УП.04.

ПО.01.УП.05.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.

ПО.03.УП.03.

Народно-сценический
танец
Подготовка концертных
номеров
Теория и история
искусств
Слушание музыки и
музыкальная грамота
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
История
хореографического
искусства

Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)

462

181,5

82,5

33

49,5

2

132

66

66

6

132

66

66

2128,5

396

В.02.

Основы игры на
музыкальном инструменте

264

132





6

6

6

2

2

2

2

3

3

3

3

1

1

1

1

1,5

8

1930,5



12

12

12

12

1930,5



13

13

13

13





4…
- 10

1

1

1

1

4…
- 10

1

1

1

1

13

132

В.04.
В.05.
В.06.
В.07.

198



2

165

Историко-бытовой танец

В.03.

2…
-10

346,5

В.01.

История искусства
(изобразительного,
театрального,
киноискусства)
Современный танец
Стэп
Актерское мастерство
Бальный танец

26
4
46
2

264

2
…8
4
…
-8

1

132
1
3
2
х
х
х
х
х




264

132

9

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации7)
Ритмика
К.03.01.
Гимнастика
К.03.02.
К.03.03
Классический танец
НародноК.03.04.
сценический танец
Подготовка
К.03.05.
концертных номеров
Слушание музыки и
К.03.06.
музыкальная грамота
Музыкальная
литература
К.03.07.
(зарубежная,
отечественная)
История
К.04.08.
хореографического
искусства
А.04.00.

Аттестация

2194,5
2524,5

122

330

2194,5

122
4
2
40

21

9

10,5

14

14

14

14

12,5

16

16

16

16

Годовая нагрузка в часах
4
2
8

24
38

6

2

2

4

8



8

8

6



6

6

8



8

8

4

4



2





8
Годовой объем в неделях

Промежуточная
4
1
1
1
1
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
2
2
ИА.04.02.01. Классический танец
1
ИА.04.02.02. Народно-сценический танец
0,5
История хореографического
ИА.04.02.03.
0,5
искусства
Резерв учебного времени7)
1
1
1
1
1
5
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДШИ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без
учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации предметов и
количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый ДШИ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей
обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части
необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДШИ «Вариативной части» ОП, а также при введении в
ПА.04.01.

данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических работников.
2)

В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера
полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и нечетные
полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по
полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДШИ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По усмотрению ДШИ оценки по учебным предметам могут выставляться
и по окончании четверти.

3)

Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и
консультациям по этим учебным предметам в объеме до 100% аудиторного времени.

4)

В данном примерном учебном плане ДШИ предложен перечень предметов вариативной части и возможность их реализации. ДШИ может:
воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.03.-В.07.) или самостоятельно определить
наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части
должен заканчиваться установленной ДШИ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена
возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.

5)

Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.

6)

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени
устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

7)

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул

Примечание к учебному плану
1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» проводятся раздельно с мальчиками и
девочками.
2. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек,
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по учебному предмету «Подготовка концертных номеров» – от 2-х человек, занятия с мальчиками по
учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» - от 3-х человек); индивидуальные занятия.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного
общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:

«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в форме групповых занятий (от 4 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Учебно – тематический план
Классический танец
1 год обучения
Тема урока
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

Постановка корпуса, позиции ног I, II, III, V, IV, Позиции
рук: I, II, III, подготовительное положение
Танцевальный шаг – шаг с вытянутого носка, шаг на полу
пальцах, шаг с подъемом ноги согнутой в колени.
Demi-pliés по I, II и V позициям у станка
Grandplies по I, II, и V позициям у станка
Battementstendus из I позиции, после усвоения из V
позиции
Plié-soutenus в сторону, вперед, назад у станка
Battementstendusjetésиз I и V позиций в сторону, вперед,
назад у станка.
Demi-rond de jambeиrond de jambe par terreendehorsиen
dedansу станка
Положение surlecoudepied – спереди, сзади и обхватное у
станка.
Battementsfondus – в сторону, вперед и назад носком в пол
у станка
Battementsfrappés – в сторону, вперед и назад носком в пол
у станка.

Кол-во
часов
4
4
5
5
6

5
5
5
5
5
6

Battements retires sur le cou-de-pied у станка
5
1-е port de bras устанка.
5
Battementsreleveslents на 45° и на 90° из I и V позиций в
5
сторону, вперед и назад у станка
15 Grandsbattementsjetes из I и V позиции в сторону , вперед и
6
назаду станка .
16 Перегибы корпуса назад, в сторону (лицом к станку)
5
17 Relevés на полупальцы в I, II, V позиции c вытянутых
5
ног и c demi – plies у станка.
18 Pasdebourrée с переменой ног (лицом к станку).
6
19 Demi-pliés в I, II и V позициях enfaceна середине зала
5
20 Grandplies в I и II позициях enfaceна середине зала
5
21 Battements tendusнасерединезала
6
22 Рlié-soutenus во всех направленияхна середине зала
5
23 Demi-rond de jambepar terreendehorsиen dedans
6
насерединезала.
24 Relevés в I и II позициях на полупальцы на середине зала
4
25 1-е portdebrasна середине зала .
5
Задачи первого года обучения.
Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в
медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности.
12
13
14

Тема урока
1
2
3
4

5

2 год обучения
Кол-во
часов
3
5
5

Позиция ног – IV у станка
Demi-plies в IV позицииу станка
Grand -plies в IV позицииу станка.
Battementstendus: у станка
•
с demi-plie в IV позиции без перехода и с переходом
с опорной ноги
•
double (двойное опускание пятки) во II позицию.
Battementstendusjetespiques во всех направленияху станка.

5
5
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23

24

Rond de jambe par terreendehors и en dedans на demi-plieу
станка
Preparation дляrond de jambe par terreendehors и en dedansу
станка.
Battementsfondus на 45° во всех направленияху станка
Battementssoutenus во всех направлениях носком в пол у
станка
Battementsfrappes на 30° во всех направленияху станка
Battementsdoublesfrappes во всех направлениях носком в
полу станка
Rond de jambeen l’ air endehorsиen dedansу станка
Petits battements sur le cou-de-piedу станка
Battementsdeveloppes:у станка
•
вперёд, в сторону, назад;
•
рasséсовсехнаправлений.
Grands battements jetes pointes вовсехнаправленияху станка
3 –е port de brasу станка.
Relevesна полупальцы в IV позицииу станка.
Положение epaulementcroiseeeteffaceeна середине зала.
Позы: croisee, effacee вперед и назад, I, II и IIIarabesques
носком в полна середине зала
Demi-plies в IV и V позициях enface и epaulementна
середине зала
Grand-plies в I ,II позициях enface, в V позиции enface и
epaulementcrоiseена середине зала.
2-е portdebrasна середине зала
Battementstendus:на середине зала
•
в позах crоiseе, effacee;
•
с опусканием пятки во II позицию и с demiplie во II
позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
•
passeparterre;
•
с demiplie в V позиции во всех направлениях и в
позах.
Battements tendusjetes: насерединезала

5
5
5
5
5
6
5
5
5
5
5
4
4
5
5
5
5
5
4
4
4
4

•
из I и V позиций во всех направлениях;
5
•
piques во всех направлениях.
5
25 Rond de jambe par terreendehorsиen dedansнасерединезала
5
26 Preparation дляrond de jambe par terreendehors и en
4
dedansнасерединезала
27 Battementsfondus во всех направлениях носком в пол и на
5
45°на середине зала
28 Battementssoutenus во всех направлениях носком в полна
5
середине зала
29 Battementsfrappes во всех направлениях носком в пол и на
5
30°на середине зала
30 Grandsbattementsjetes на 90 ° во всех направлениях
5
31 Pasdebourree с переменой ног enface и окончанием в
5
epaulementна середине зала
32 Releves на полупальцы в IVпозиции с вытянутых ног и с
5
demi-plieна середине зала
33 Tempslieparterre вперед и назад на середине зала
5
Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз: croisee, efface вперёд, назад; I, II, III
arabesque носком в пол. Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на
середине зала: введение в упражнения portdebras. Первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на двух ногах и
движений на пальцах. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных
движений.

1
2
3

4

3 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee вперед
4
и назад, II arabesque носком в пол у станка
Battementstendus в маленьких и больших позаху станка
5
Battementstendusjetes: у станка
•
в маленьких и больших позах;
5
•
balancoirеenface
5
Demi-rond dejambeиrond de jambeна
5
45 навсейстопеendehorsиen dedansу станка.

5

6
7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17

18
19
20

Battementsfondus: у станка
•
на полупальцах ;
•
cplie-releve.
Battementssoutenus с подъёмом на полупальцы на 45 во
всех направленияху станка
Battementsdoublesfrappes на 30 во всех направленияху
станка
Petit tempsrelevesendehorsиen dedans навсейстопеу станка.
Petits battements sur le cou-de-pied наполупальцаху станка
Pastombe на месте, другая нога в положении surlecou-depiedу станка
Pascoupe на всей стопе и на полупальцыу станка
Battements releveslentsи battements developpesна 90 :у
станка
•
в позах на croisee, effaceе;
•
battementsdeveloppespassé.
Grandsbattementsjetes:у станка
•
в больших позах;
•
pointeeenfaсe.
Releves на полупальцы с работающей ногой в положение
surlecou-de-piedу станка.
1-e и 3-е portdebras с ногой вытянутой на носок вперёд,
назад и в сторонуу станка
Поворот fouetteendehors и endedans на ¼ и ½ круга с
носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie у станка
Полуповороты в V позиции к станку и от станка с
переменой ног на полупальцах начиная с вытянутых ног и
с demi-plie у станка
Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee; I, II и
III arabesques на середине зала
Grandsplies в IV позиции в позах croisee и effaceeна
середине зала.
Battementstendus в больших и маленьких позах:на середине
зала

5
5
5
6
5
5
5
5

4
4
5
4
5
5
5
5

5
5

- с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с
4
переходом;
- double (с двойным опусканием пятки во II позицию).
4
21 Battements tendusjetes:насерединезала
•
в маленьких и больших позах
4
•
balancoireenfaсe
4
22 Round de jambe par terreendehorsиen dedans на demi5
plieнасерединезала.
23 Demi-rond de jambeна 45 endehors и en
5
dedansнасерединезала
24 Battementsfondus в маленьких позах на 45 и с plie5
releveenfaceна середине зала
25 Battements doubles frappes носком в полen
5
faceнасерединезала
26 Petit battements sur le cou-de-piedнасерединезала
5
27 Rond de jambeenl’airendehors и en dedansнасерединезала
4
28 Battements releveslents в позахcroisee и efacee, I и III
5
arabesquesнасерединезала
29 Battements developpesen face вовсехнаправлениях
5
30 Grands battements jetes; насерединезала
•
в большихпозах;
4
•
pointesen face.
4
31 Tempslieparterre с перегибом корпусана середине зала
5
32 Pasdebourreeбез перемены ног с продвижением из стороны
5
в сторону носком в пол и на 45на середине зала.
33 Soutenuentournantendehors и endedans на 1/2 поворота,
5
начиная из положения носком в пол и на 45на середине
зала
Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения,
увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники
исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в
упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка).
4 год обучения

Тема урока

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

Экзерсис у станка
Demi-ronddejambe и ronddejambe на 45 на всей стопе и на
полупальцах.
Battementssoutenus на 45 с подъемом на полупальцы в
маленьких позах.
Battementsdoublesfondus на 45.
Flic вперед и назад с подъемом на полупальцы.
Battementsfrappes на полупальцах во всех направлениях
enface и в позах.
Battementsdoublefrappes на полупальцах во всех
направлениях enface , в позах и с окончанием в demiplie.
Rond de jambeenl’airнаполупальцах
Petit temps releveendehors и endedans
сокончаниемнаполупальцы.
Battements developpes:
в позе ecarteе вперед и назад;
Battements developpes: attitude croisee et effacee.
Battementsdeveloppes: II arabesques на всей стопе и с
подъемом на полупальцы
Demi-rond de jambeна 90endehorsиen dedans навсейстопе.
Grands battementsjetes pointes впозах.
3-е рогtdebras исполняется с demi-plie на опорной ноге.
Полуповороты на одной ноге endehors и endedans:
с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах;
Полуповороты на одной ноге endehors и endedans:с
работающей ногой в положении surlecou-de-pied.
Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V
позиции с переменой ног на полупальцах.
Середина зала
Rond de jambeна 45навсейстопеendehorsиen dedans.
Battementsfondus с plie-releve в маленьких позах.
Battementssoutenus и в маленьких позах носком в пол и на

Кол-во
часов
7
7
7
7
6
7
6
7
6
7
7
7
7
7
7

7

7
7
7

45 на всей стопе.
20 Battements frappesвпозахна 30.
7
21 Battementsdoublesfrappes в маленьких позах на 30 и с
7
окончанием в demi-plie.
22 Flic вперёд и назад на всей стопе.
7
23 Рastombe на месте, другая нога в положении surlecou-de7
pied
24 Pascoupe на всю стопу, другая нога в положении surlecou7
de-pied.
25 Grands battementsjetes pointes ивпозах.
6
26 Поза IV arabesque носком в пол
6
27 4-еи 5-е port de bras
7
28 Поворот fouetteendehors и endedans на ¼ круга c носком
7
на пол, на вытянутой ноге и на demi-plie.
29 Preparation кpirouette и pirouette endehorsиen dedans со II
7
позиции.
Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка.Изучение полуповоротов на одной ноге у станка. Начало изучения
pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа
над выразительностью и музыкальностью исполнения движений.
5 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
Экзерсис у станка
1 Grands pliesс port de bras (безработыкорпуса).
5
2 Battements tendus pour batterie.
5
0
3 Ronddejambe на 45 endehors и endedans на полупальцах и
6
на demi-plie.
4 Battements fondusс plie-releveи demi-rondна 45ина 90en
5
face.
5 Battements soutenusна 90en face ивпозах.
6
6 Battements frappesсreleveнаполупальцы.
6
7 Battements doubles frappes сreleveнаполупальцы.
6
8 Flic-flacenface на всей стопе с окончанием на полупальцы и
6
entournantпо ½ поворотаendehors и endedans .

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

22
23
24
25
26
27

Pastombe с продвижением и с окончанием носком в пол,
surlecou-de-pied и на 450.
Rond de jambeen l airendehorsиen dedans сокончаниемна
demi-plie.
Battements releveslentsи battements developpes:
с plie-releve en face и в позах;
Battements releveslentsи battements developpes:
с подъемом на полупальцы и полупальцах;
Battements releveslentsи battements developpes:
на demi-plie.
Grand rond de jambeна 90endehorsиen dedans en face.
Grands battements jetesна полупальцах
grands battements jetes passe par terre c окончанием на
носок вперёд или назад.
Soutenuentournantendehors иendedans, начиная во всех
направлениях на 45.
Полуповороты на одной ноге на полупальцахendehors и
endedans работающая нога в положении surlecou-de-pied) с
приёма pastombe.
Preparation к pirouette endehorsиen dedans с V позиции.
Рirouettesendehorsиen dedans из V позиции.
3-е рогtdebras c ногой, вытянутой на носок назад на plie
(с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги.
Серединазала
Grands plies c port de bras (безработыкорпуса)
Battements tendusentournantendehorsиen dedans на 1/8 ,
1/4круга
Battements fondusс plie releveи demi-rondна45en
faceнавсейстопе.
Battementssoutenus на 45enface и маленьких позах на
полупальцах.
Battements doubles frappes с releve на полупальцы;
Battements doubles frappes с окончанием в demi-plie en
face и в позы.

6
5
6
6
6
5
6
6
6
6

6
6
5

5
5
6
5
6
6

Pastombe с продвижением и окончанием sur le cou-de-pied,
5
0
носком в пол и на 45
29 Grandsbattementsjetespassé par terre с окончанием на носок
6
вперед или назад en face и в позах.
30 3-е port de bras сdemi-plie наопорнойноге.
5
31 6-е portde bras.
5
32 Pas de bourreedessus-dеssousen face.
6
33 Pas de bourreeballoteeнаeffaceе et croiseеноскомвполина 45
6
34 Pasglissadeentournant c продвижением в сторону по
6
полному повороту.
35 Поворот fouetteendehors и endedans на ½ круга enface,
6
из позы в позу c носком на полу на вытянутой ноге и на
demi-plie.
Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Ускорение темпа исполнения
движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Начало освоения движений entournant. Продолжение
изучения pirouette. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока.
28

Народно – сценический танец
Тема урока

1 год обучения
Кол-во
часов

Экзерсис у станка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Пять позиций ног.
Preparation к началу движения.
Переводы ног из позиции в позицию.
Demiplies, grandpliés (полуприседания и полные
приседания).
Battementstendus
Battements tendusjetés
Rond de jambe par terrе
Подготовка к маленькому каблучному
Подготовка к «веревочке»
«Веревочка».
Дробные выстукивания

1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
3

12
13
14
15
16
17

Grands battements jetés
2
Relevé (подъем на полупальцы).
2
Portdebras.
2
Подготовка к «молоточкам».
3
Подготовка к «моталочке».
3
Прыжки с поджатыми ногами.
2
Экзерсис на середине зала
18 Русский поклон
1
19 Основные положения и движения рук
2
20 Русские ходы и элементы русского танца
3
21 «Припадание»
3
22 Подготовка к «веревочке»
3
23 Подготовка к «молоточкам»
3
24 Подготовка к «моталочке»
3
25 «Гармошечка»
2
26 «Ковырялочки»
3
27 Основы дробных выстукиваний
3
28 Подготовка к вращениям
3
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и белорусского танцев, освоение данных
элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
- знать движения в различных ракурсах и рисунках;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.
2 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
Экзерсис у станка
1 Demi-pliés u grand-pliés
2
2 Battementstendus
2
3 Рastortillé (развороты стоп).
2
4 Battements tendusjetés
2

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Rond de jambe par terre
Flic-flac
Маленькое каблучное
Большое каблучное
«Веревочка».
Подготовка к battementsfondus.
Développé.
Дробные выстукивания.
Grand battements jetés
Движения, изучаемые лицом к станку
Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).
Relevé-plié (с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1
прямой позиции).
Подготовка к «штопору».
Portdebras в сторону, назад в сочетании с движениями рук
и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с
полурастяжками и растяжками.
Подготовка к «сбивке».
Экзерсис на середине зала
Основные положения и движения русского танца:
Положения рук в парах:
движения рук с платочком
Положение рук в рисунках танца
Ходы русского танца
Припадания
«Веревочка»
«Молоточки»
«Моталочка»
Все виды «гармошечек»
«Ковырялочка»
Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции
Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным
выбрасыванием ног вперед на каблук
Дробные движения

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
3 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
Экзерсис у станка
1 Demi pliés и grand pliés
2
2 Battementstendus
2
3 Battemetstendusjetés
2
4 Pastortillé (повороты «стоп», одинарные и двойные).
2
5 Flic-flac
2
6 Rond de jambe par terre
2
7 Маленькое каблучное
2
8 Большое каблучное.
2
9 Battemetsfondus
2
10 Développé, relevélent
2
11 «Веревочка».
2
12 Дробные выстукивания
2
13 Grands battements jetes
2
Упражнения лицом к станку
14 Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.
2
15 Подготовка к «качалочке» и «качалочка».
2
16 Portdebras в определенном характере, по всем
2
направлениям, с работой рук.
17 «Качалочка»
2
18 Прыжковые «голубцы»:
2
Экзерсис на середине зала
19 Основные движения руками
2
20 Виды русских ходов и поворотов
2
21 «Веревочки»:
2
22 «Ковырялочки»
2

23 «Моталочки»
2
24 «Гармошечки»
2
25 Припадания
2
26 Перескоки и «подбивки»
3
27 Дробные выстукивания
3
28 Танцевальныеэтюды
10
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки танцев;
- усвоить и развивать ансамблевое исполнение;
- ориентироваться в пространстве во время исполнения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточками, веночками, платочками, шапками, корзинками,
бубнами и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.
Тема урока

4 год обучения
Кол-во
часов

Экзерсис у станка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Demi pliés и grand pliés
Battementstendus
Battements tendusjetes
Rond de jambe par terre
Большое каблучное
Battemetsfondus
«Веревочка».
Battemetsdevelloppe
Дробныевыстукивания
Grands battements jetes
Экзерсис на середине зала
Шаги
Движения рук
«Веревочка»
«Двойная веревочка»

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
3

15 «Моталочка»
2
16 «Ковырялочка»
2
17 «Молоточки»
2
18 «Маятник» - «Моталочка»
2
19 Дробные выстукивания
3
20 Вращения на середине зала
3
21 Вращения по диагонали класса
3
22 Вращения по кругу
3
23 Танцевальные этюды
16
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер танца;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.
Подготовка концертных номеров

1
2
3

1 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
Разучивание танцевальных номеров
15
Отработка танцевальных номеров
20
Отработка отдельных движений танцевальных
31
номеров

Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение танцев и объяснение смысла
изучаемых номеров. Знание и понимание образного содержания исполняемой композиции.
2 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Разучивание танцевальных номеров
24
2
Отработка танцевальных номеров
35
3
Отработка отдельных движений танцевальных
40

номеров
Умение исполнять различные движения в соответствии с характером танца; работать в ансамбле, обладать устойчивыми
навыками культуры сценического поведения.
3 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Разучивание танцевальных номеров
24
2
Отработка танцевальных номеров
35
3
Отработка отдельных движений танцевальных
40
номеров
Умение выполнять движения современной хореографии, усложняя танцевальные комбинации, используя весь
изученный арсенал хореографической лексики; раскрывать свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле,
обладать чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.
4 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Разучивание танцевальных номеров
24
2
Отработка танцевальных номеров
35
3
Отработка отдельных движений танцевальных
40
номеров
Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, стремлением совершенствовать танцевальное
мастерство и через танец постигать культуру народов мира.
5 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Разучивание танцевальных номеров
24
2
Отработка танцевальных номеров
35
3
Отработка отдельных движений танцевальных
40
номеров
Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности, отработке техники движений, умению
работать в ансамбле с другими исполнителями.
Ритмика

Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1 год обучения
Кол-во
часов
1

Основы музыкальной грамоты:
Регистровая окраска. Понятие о звуке
Характер музыки:
Динамические оттенки:
Музыкальный размер:
Знакомство с длительностью звуков (ноты):
Музыкальный темп
Понятие «сильная доля»
Понятие «музыкальная фраза»
Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения с музыкально-ритмическими предметами
Упражнения с предметами танца
Танцевальные движения
Поклон
Шаги
Бег
Прыжки
Работа рук
Позиции ног
Работа головы
Движения корпуса
Музыкально-ритмические упражнения
Музыкально-ритмические игры

1
1
1
1
1
1
1
8
8
8
1
2
2
3
2
2
2
4
8
8

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений.
2. Уметь сознательно управлять своими движениями.
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.
4. Уметь координировать движения.
5.Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.
История хореографического искусства

1 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
3
2
Музыкально-хореографический образ.
3
3
Исполнительские средства выразительности.
3
4
Виды и жанры хореографии.
3
5
Тесная связь народного танца с музыкой, песней,
3
бытом, обычаями, культурой народа.
6
Профессиональные ансамбли народного танца.
3
7
Синтез искусств в балете. Создание балетного
3
спектакля.
8
Народные истоки сценической хореографии.
3
9
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты
3
Ж.Б.Люлли, комедии-балеты Ж.Б.Мольера;
10
Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
3
11
Романтический балет и его представители: М.Салле,
3
М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты
«Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
Результатом освоения программы учебного года является:
•
знание балетной терминологии;
•
знание средств создания образа в хореографии;
•
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
•
знание основных этапов развития хореографического искусства;
•
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
Тема урока
1
2
3

Основные черты русского балета (краткий
исторический обзор).
Романтизм в русском балете.
Симфонические балеты П.И.Чайковского
«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая

2 год обучения
Кол-во
часов
2
3
3

красавица».
4
А.К.Глазунов «Раймонда».
3
5
Балетмейстеры отечественной балетной школы:
3
М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин,
Л.Иванов и др.
6
Основные черты советского балета. Краткий обзор.
2
7
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
3
«Золушка».
8
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов,
3
Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский,
Р.Захаров, В.Чабукиани.
9
Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова,
3
М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа,
М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.
10
Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
3
11
Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка,
2
костюм, прическа, этикет.
12
Современный танец и его особенности.
3
Результатом освоения программы ученого года является:
•
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
•
знание основных этапов развития хореографического искусства;
•
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений;
•
знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и
советского балета);
•
знание основных этапов становления и развития русского балета.
Современный танец
1 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Знакомство с предметом
2
2
Разминка на середине зала (разогрев мышц)
9
3
Упражнения по диагонали
4
4
Упражнения на координацию на месте и в
4

продвижении
5
Танцевальные связки
9
Предполагаемый результат:
овладение элементарными приёмами разминки на середине зала;
правильное и самостоятельное выполнение разминки;
знание основ работы мышц и правильного дыхания
развитие простейшей координации движений.
Тема урока
1
2
3
4
5

Разминка в партере
Упражнения на середине зала
Упражнения в продвижении
Импровизация
Танцевальные связки

2 год обучения
Кол-во
часов
15
10
11
10
20

Предполагаемый результат:
-

умение исполнять синхронно движения и комбинации;

-

умение выделять сильную и слабую доли;

-

развитие пластичности, гибкости, танцевального шага, выворотности, координации.

Тема урока
1
2
3
4
5
6

Упражнения у станка
Упражнения на середине зала
Упражнения в партере
Изоляция
Уровни
Кросс (упражнения в продвижении)

3 год обучения
Кол-во
часов
8
10
8
8
8
10

7

Комбинация

14

Предполагаемый результат
-

Умение самостоятельно исполнять изученные комбинации

-

Знание и умение выполнять основные прыжковые комбинации

-

Овладение основами вращения на месте и в продвижении

-

Развитие навыка концентрации внимания

4 год обучения
Тема урока
Кол-во
часов
1
Разогрев - упражнения у станка
8
2
Экзерсис на середине
10
3
Adagio со сменой уровней
10
4
Кросс
12
5
Комбинация
14
6
Импровизация
12
На последних годах обучения, благодаря занятиям по импровизации, наиболее широко раскрываются и оттачиваются
индивидуальные способности воспитанников: владение техникой танца, пластическая и музыкальная выразительность,
творческое мышление.
Гимнастика
1 год обучения
Тема урока

2

История развития художественной гимнастики. Краткое
содержание и программа занятий. Правила поведения в
зале.
Гигиенические основы занятий.

3

Общая физическая подготовка

1

Кол-во
часов
2

2
2

4

Общеразвивающие упражнения

2

5

Игры и игровые упражнения

2

6

Специальная физическая подготовка.

2

7

Специальные упражнения.

2

8

Прыжковые упражнения.

2

9

Танцевальные упражнения

2

10

Акробатика

2

11

Упражнения со скакалкой

2

12

Упражнения с мячом

2

13

Музыкально-ритмическая подготовка

2

14

Показательные выступления

2

15

Подготовка к контрольному уроку

2

16

Контрольный урок

2

Основная задача обучения – последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных
навыков:
 полноценное ощущение себя в пространстве;
 развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы;
 развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц - как вместе, так и поочередно;

 развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости;
Слушание музыки
1 год обучения
Тема урока
1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?
Образы природы в музыке
Образы животных в музыке
Сказочные образы в музыке
Итоговой урок
Понятие о выразительных возможностях элементов
музыкальной речи: звуки шумовые и музыкальные;
динамика; регистр; темп; лад. Нотный стан. Названия
звуков. Скрипичный ключ
Метроритм, пульсация в музыке.
Итоговый урок
Вокальная музыка. Основные жанры. Средства
музыкальной выразительности в пении.
Виды певческих голосов.
Виды вокальных ансамблей и хоров.
Подготовка к итоговому уроку.
Итоговый урок
Инструментальная музыка. Группы музыкальных
инструментов.
Виды оркестров
Подготовка к итоговому уроку.
Итоговый урок.

Кол-во
часов
3
3
3
3
1,5
6

3
1,5
3
5
3
3
1,5
3
9
1,5
1,5

По окончанию курса «Слушание музыки» обучающийся должен уметь:
- понимать специфику музыки как вида искусства;- определять общий характер и образный строй произведения;
- выявлять выразительные средства музыки;

- узнавать тембры музыкальных инструментов;
Основы игры на музыкальном инструменте
1 год обучения
Тема урока
1
2

3

4

5
6

7

8

Вводное занятие.
История инструмента. Знакомство с устройством
инструмента, его клавиатурой и выразительными
особенностями. Игровые занимательные упражнения на
клавиатуре в разных регистрах.
Правильная посадка, постановка рук.
Игровые упражнения на постановку рук («Дуга-радуга»,
«Кошкин дом» и другие). Гимнастика А. Д. Артоболевской
на раскрепощение мышц рук и корпуса тела
Изучение нот в скрипичном и басовом ключах в пределах
одной –двух октав.
Общий принцип поиска нот на нотоносце. Определение и
поиск нот на нотоносце в скрипичном ключе в первой,
второй октаве. Определение и поиск нот на нотоносце в
басовом ключе в малой октаве.
Изучение длительностей нот. Длительности нот: целые,
половинные, четвертные и восьмые.
Изучение простого размера и несложных ритмических
рисунков. Паузы.
Простые размеры: 2/4; 3/4 и 4/4. Паузы: четвертные,
целые, половинные и восьмые
Знаки альтерации, ключевые знаки.
Знаки: диез, бемоль, бекар; ключевые знаки в музыкальных
произведениях (не более двух знаков).
Овладение приёмами исполнения легато, нон легато,
стаккато.

Кол-во
часов
1
2

1

2

1
3

1

1

Динамические оттенки: p, mp, mf, f, крещендо,
2
диминуэндо.
10 Организация игровых движений.
1
Развитие координации обеих рук при игре, знание
основных аппликатурных правил.
11 Пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).
1
12 Подготовка
к
контрольным
урокам,
концертам,
8
конкурсам.
13 Совершенствование работы над
выразительностью
8
исполнения.
Работа
над
сценическим
образом
обучающегося
Ожидаемый результат: К концу первого года курса обучающийся должен знать: устройство фортепиано, как
правильно сидеть за инструментом, длительности нот, размеры, знаки альтерации, динамические оттенки, приёмы игры
легато, нон легато, стаккато; Уметь: правильно извлекать звуки на клавиатуре находить ноты в скрипичном и басовом ключах
в пределах одной октавы (до 2х октав), исполнять пьесы поочерёдно руками (до 1-2 ключевых знаков) основными приёмами
исполнения штрихов, владеть первыми навыками игры двумя руками, владеть начальными навыками средств
художественной выразительности.
2 год обучения
9

Тема урока
1

Повторение нот первой, второй октав скрипичного
ключа и малой октавы басового ключа, длительностей
нот, размеров, знаков альтерации, приёмов игры (легато,
нон легато, стаккато), динамических оттенков.
Диапазон изучаемых пьес: до двух октав в скрипичном
ключе и малой и большой октав в басовом ключе.
Развитие игровых движений, координации обеих рук,
технических приёмов игры
Практические задания-упражнения (либо несложные
этюды) на развитие мелкой техники в прямом движении,
пьесы конструктивного плана для развития координации
рук. Знакомство с мажорной и минорной гаммой.
Простые размеры и несложные ритмические рисунки.

Кол-во
часов
2

2
2
3

2

Паузы.
Развитие чувства метроритма. Простые размеры: 2/4; 3/4
3
и 4/4. Паузы: четвертные, целые, половинные и восьмые.
Формирование звуковысотного слуха, правильного
5
восприятия выразительно-изобразительных средств
музыки, развитие музыкальной памяти
Привитие навыков чтения с листа, анализ нотного текста,
2
развитие умения передавать музыкальный образ
посредством яркого исполнения средствами музыкальной
выразительности, разучивание пьес и игра на память.
Совершенствование приёмов исполнения легато, нон
1
легато, стаккато.
Музицирование (ансамблевая игра)
2
Привитие первых навыков ансамблевой игры.
2
Подготовка к контрольным урокам, концертам, конкурсам
7
Ожидаемый результат:
К концу второго года курса обучающийся должен знать: длительности нот, простые размеры, знаки альтерации, основные
динамические оттенки, приёмы игры легато, нон легато, стаккато, хорошо ориентироваться в скрипичном и басовом ключах в
пределах 2х октав. Уметь: находить самостоятельно рациональную аппликатуру в простых пьесах и
этюдах, исполнять пьесы поочерёдно руками (до 1-2 ключевых знаков) и двумя руками одновременно основными приёмами
исполнения штрихов, самостоятельно выявлять при этом интонационные, ритмические трудности и находить способы их
преодоления, владеть начальными навыками средств художественной выразительности, читать с листа простые
мелодии. Гамма до мажор (в прямом движении и расходящемся).
3 год обучения
Тема урока
1

Повторение тем, пройденных во 2 год обучения.
Развитие чувства метроритма. Размеры 3/8 и 6/8
Пунктирный ритм, триоли; Размеры 3/8 и 6/8. Проработка
различных ритмических рисунков в данных размерах.
Развитие технических навыков.
Включение в репертуар этюдов на мелкую технику или её
элементов: гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты,

Кол-во
часов
2
1
2
2
2

трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции.
Ознакомление с музыкальными терминами
Основные музыкальные термины.
Совершенствование исполнительских навыков:
звукодвигательного; - нотно-ориентированного; инструментально-ориентированного; - темпо-метроритмического; - художественно-выразительного; эмоционально-волевого.
Развитие гармонического, «полифонического слышания»
Введение в репертуар полифонических произведений (не
более 2 голосов) или пьес с элементами полифонии.
Музицирование (ансамблевая игра)
Привитие начальных навыков ансамблевой игры.
Подготовка к контрольным урокам, концертам, конкурсам

1
1
4

2
3
3
3
7

Ожидаемый результат:
К концу третьего года курса обучающийся должен знать: Размеры 3/8 и 6/8 основные музыкальные термины, приёмы игры,
хорошо ориентироваться в скрипичном и басовом ключах, аппликатуру в прямом гаммаобразном движении. Уметь:
ориентироваться в размерах 3/8 и 6/8, читать с листа простые мелодии до1-2х ключевых знаков, владеть начальными
техническими навыками исполнения, передавать характер исполняемых произведений, быть отзывчивым партнёромисполнителем в ансамбле.
4 год обучения
Тема урока
1

Повторение тем, пройденных за 3 год обучения.
Развитие чувства метроритма. Проработка различных
ритмических рисунков в размерах 2/4/, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8
Развитие технических навыков.
Игра гамм, арпеджио, аккордов, упражнений
Работа над репертуаром: пьесы, этюды.
Чтение с листа.

Кол-во
часов
2
2
3
3
10
2

Работа над полифонией.

2

Музицирование (ансамблевая игра)
2
Подготовка к контрольным урокам, концертам
7
Ожидаемый результат:
К концу четвертого года обучения обучающийся должен уметь читать с листа несложные пьесы, грамотно разбирать нотный
текст, владеть техническими навыками исполнения, передавать характер исполняемых произведений. Знать музыкальные
термины.
«Музыкальная литература»
1-год обучения
№п/п

Названиетемы

Количеств
о
часов

Творчествоклассиковевропейскоймузыки
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8.

Общая характеристика зарубежной музыкальной
культуры XVII - XVIIIв.в.
Классицизм в музыке. Венская классическая школа.

1

Й.Гайдн. Жизненный и творческий путь.
Симфоническое и клавирное творчество.
В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь.
Соната Ля мажор. Симфония №40 соль минор. Опера
«Свадьба Фигаро»
Л.Бетховен. Жизненный и творческий путь. Соната
№8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра
«Эгмонт».
Романтизм в музыке. Композиторы – романтики.

4

Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни.
Произведения для фортепиано. Симфония №8.
Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь.
Фортепианное творчество.

2

1

4

5

5

4

Тема 9.

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь.
4
Произведения для органа. Инвенции. Сюиты. «ХТК»
Тема 10. Шуман «Карнавал»
1
Тема 11. Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке.
1
Творческий портрет К.Дебюсси. Ноктюрны.
Главной задачей 1-го года обучения является познакомить обучающихся с музыкальной культурой западно европейских классиков.
2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№п/п

Тема 1.
Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.

Названиетемы
Творчестворусскихкомпозиторов – классиков
Древнерусская музыка, жанры церковной и
народной музыки.
Музыкальное искусство России в первой половине
XIX века
Архитектура, живопись, литература того времени.
Творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова и
А.Л.Гурилева.
М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь.
Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра:
«Камаринская», «Вальс – фантазия», Романсы и
песни.
А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.
Опера «Русалка». Романсы и песни.
Русская музыкальная культура 2-й половины XIX
века.
А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь.
Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2
«Богатырская».
М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь.
Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера
«БорисГодунов».

Количеств
о
часов

1
2

8

3
1
5

4

Тема 8.

Н.А.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий
путь. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера
4
«Снегурочка». Фрагментыизопер «Садко», «Сказка о
цареСалтане». Романсы.
Тема 9. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Опера
5
«Евгений Онегин», балеты «Щелкунчик»,
«Лебединое озеро», «Спящая красавица»
Главной задачей второго года обучения музыкальной литературе на хореографическом отделении изучение русской
музыкальной классики XIX века
Краткое содержание изучаемого курса
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающегося и включает в себя предметы:
Классический танец;
Народно - сценический танец;
Подготовка концертных номеров;
Гимнастика;
Ритмика;
Беседы об искусстве;
Слушание музыки и музыкальная грамота;
История хореографического искусства;
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
Современный танец.
Основы игры на музыкальном инструменте.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы
«Хореографическое творчество»

Минимум содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое
творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения образовательных программ исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
 знания профессиональной терминологии;
  умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
  умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
 умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию
профессионально необходимых физических качеств;

  умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
 умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании
хореографического произведения;

 навыков музыкально-пластического интонирования;
 навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
 навыков публичных выступлений;

в области теории и истории искусств:
 знания музыкальной грамоты;
 знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;







 знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров
музыкального искусства;
 знания основных элементов музыкального языка;
 первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
 навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические
периоды;
 знания основных этапов развития хореографического искусства;
 знания основных этапов становления и развития искусства балета;
 знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений;

 навыков восприятия элементов музыкального языка;
 навыков анализа музыкального произведения.
































Ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных
особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
умение распределять движения во времени и пространстве;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
Классический танец:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

 умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании
 хореографического произведения;
 навыки музыкально-пластического интонирования.

Народно-сценический танец:
 знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
 знание балетной терминологии;

 знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
 знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
 знание средств создания образа в хореографии;

 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
 умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического
 репертуара;
 умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

 умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно сценического танца;
 умение понимать и исполнять указания преподавателя;
 умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
 навыки музыкально-пластического интонирования.
















Подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
умение работы в танцевальном коллективе;
умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на
репетиции;
навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

 умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
 умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных
произведений.

Музыкальная литература(зарубежная,отечественная):
 знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
 знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
 знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
 знание основных музыкальных терминов;
 знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;

 умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
 умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.

История хореографического искусства:

 знание основных этапов развития хореографического искусства;
 знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений;
 знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
  знание основных этапов становления и развития русского балета;
 умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических
особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов.
Основы игры на музыкальном инструменте:
- разучивать музыкальные произведения различных жанров;
- исполнять музыкальные произведения;
- читать с листа;
- применять приобретенные знания, умения и навыки в практической музыкально – творческой деятельности;
- публично выступать;
- использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- работать над техническими и художественными задачамив произведениях различных форм;
- проявлять способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта;

Современный танец
- исполнять сложные кроссы и прыжки
- исполнять танцевальные комбинации повышенной сложности;
- свободно импровизировать;
- придумать и исполнить танцевальный номер;
- иметь навыки сценической деятельности.
Формы и методы контроля, системы оценок
Оценка качества реализации ДПОП «Хореографическое искусство» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
В
качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, концертные выступления.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов, открытых показов. Контрольные уроки,
зачеты и открытый показ могут проходить в виде просмотров концертных номеров. При проведении промежуточной
аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов по учебному предмету в учебном году.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков
в хореографическом классе предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности.
Итоговая аттестация проводится в конце срока обучения в форме дифференцированного зачета (открытого показа).
Итоговая аттестация в виде
открытого показа проводится по всем основным предметам исполнительской подготовки: классический танец, народносценический.
Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного
учебной программой. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:
•
формирование устойчивого интереса к хореографическому искусству, к занятиям танцами;
•

наличие исполнительской культуры;

•

овладение практическими умениями и навыками в хореографии;

•
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на
зачете, открытом показе,
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и
художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а
именно:
неграмотно
и
невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.;

2
(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием
нерегулярных занятий, невыполнение программы
учебного предмета;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Допускается использование плюсов и минусов в выставлении оценок.
Методическое обеспечение учебного процесса
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Хореографическое творчество» перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
 балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное
покрытие, балетные станки, зеркала;
 наличие музыкального инструмента;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый
видеозал);
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного
процесса, сценических выступлений;
 раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Инструкция по технике безопасности
К занятиям допускаются обучающиеся:
 прошедшие в начале каждого учебного года медицинский осмотр и предоставившие педагогу справку с
разрешением врача посещать танцевальную занятия;
 прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
 имеющие специальную обувь и танцевальную форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и
условиям проведения занятий, волосы собранные резинкой;
Обучающийся должен:









иметь коротко остриженные ногти;
заходить в кабинет, брать инвентарь и выполнять упражнения с разрешения педагога;
бережно относиться к инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
уважительно относиться ко всем членам танцевальной группы, всем преподавателям и персоналу;
в случае опоздания или прихода раньше на занятия, в танцевальный зал входить только с разрешения педагога;
в случае пропуска занятия заранее предупредить педагога и сообщить о причине;
знать и выполнять настоящую инструкцию.

Требования безопасности перед началом занятий
Обучающийся должен:







переодеться , надеть на себя форму и обувь;
снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
убрать из карманов формы колющиеся и другие посторонние предметы;
под руководством педагога подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
в случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу;
по команде педагога занять своё место в зале;

Обучающемуся категорически запрещается:
 танцевать около зеркала с предметами (обруч, стул, трость) и бегать около них;
 садиться и виснуть на балетных станках;
 сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна;
Требования безопасности во время занятий
Обучающийся должен:
 обращаться к педагогу на Вы, по имени и отчеству;
 точно и своевременно выполнять задания педагога;

 качественно выполнять разминочную часть занятия и элементы движений, подготавливающие тело к не
травмированному правильному исполнению танца;
 следовать правилам избежания травм на занятиях.
Обучающемуся категорически запрещается:
 кричать и громко разговаривать на занятии;
 выполнять сложные элементы без страховки, безстраховочное выполнение только с разрешения педагога и под его
присмотром;
 танцевать около зеркала с предметами и отрабатывать беговые кроссы, движения, элементы вблизи от них.
Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях
Обучающийся должен:
 при получении травмы (вывих, надрыв мышц и т.д.) во время занятия, пострадавший или очевидец случившегося
обязан немедленно сообщить об этом педагогу для принятия неотложных мер по оказанию первой помощи.
 с помощью педагога оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в
больницу или вызвать «скорую помощь»;
 при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагога покинуть
место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
 по распоряжению педагога поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в
пожарную часть.
Требования безопасности по окончании занятий
Обучающийся должен:
 под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения;
 переодеться в раздевалке;
 организованно покинуть место проведения занятия;

Список литературы
А. Я.Ваганова «основы классического танца». - М.,2000.
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2000..
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1982.
Кацубэ А. Влияние подвижных игр на формирование личности ребенка. - М., 2004. №3.
Лисицкая т.С. Гимнастика и танец. – М., 1998.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1994.
Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2002.
Плахотина Ю. Методика преподавания танцев на начальном этапе обучения в разновозрастных группах. – М., 2007.
Классический танец. Программа (проект) для хореографических отделений музыкальных школ искусств. М.1987 г.
Методическая разработка к программе “Народно-сценический танец” для хореографических отделений ДМШ и школ
искусств (3 класс, 2 год обучения), М., 1985г.
Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ (4 класс 3 год
обучения). М. 1987 г.
Приложение к журналу “Внешкольник”. № 5 2001 г. Проектирование образовательных программ в учреждениях
дополнительного образования детей.
Танец. Программа для культурно-просветительных училищ (Специальность “Хореографическая”). Вариант второй. М. 1977г.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996.
Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и
направлениями движенческого и пластического искусства.
Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания МодернДжаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших»,
2006.
Р. Захаров.Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.“Искусство”, 1989 г.
Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений
детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
Шершнев.В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественнотворческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и
хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.:
Издательский дом «Один из лучших», 2008.
Лекции по спецдисциплинам преподавателей хореографии КГИИК, Горшкова В.Н.,Цветковой Н.В., Сентябова С.Д., Синцова
Е.Н.88-93гг.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».