СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Паспорт программы Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки программы Срок реализации программы Сведения о затратах учебного времени Форма проведения учебных аудиторных занятий Учебно - тематический план Краткое содержание изучаемого курса Ожидаемые результаты Формы и методы контроля, системы оценок Методическое обеспечение учебного процесса Инструкция по технике безопасности Списки рекомендуемой учебной и методической литературы 3 4 5 5 6 6 6 23 23 24 25 26 28 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. 1. Полное название Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое творчество» 2. Направленность Художественная 3. Тип программы Общеразвивающая 4. Вид деятельности Хореографическое искусство 5. Автор-составитель Меньщикова Елена Николаевна, преподаватель 6. Цели Приобщение детей к хореографическому искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. 7. Задачи - выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно – нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства; - приобретение детьми опыта творческой деятельности; 8. Форма обучения Очная 9. Краткое содержание Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и включает в себя предметы: Классический танец; Народно - сценический танец; Подготовка концертных номеров; Гимнастика; Ритмика; Беседы об искусстве; Слушание музыки и музыкальная грамота (или хоровой класс); История хореографического искусства; Современный танец. 10. Возрастная категория 6.6-9 лет 11. Категория состояния здоровья Дети с основной группой здоровья 12. Период реализации программы 4 года 13. Продолжительность Общее количество часов по учебному плану составляет 1254 ч. реализации программы в часах 14. Число детей, обучающихся в группе 8-15 человек 16. Место реализации МАУ ДО «ДШИ» Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла Маркса, д. 5. Пояснительная записка ДООП «Хореографическое искусство» направлена на эстетическое воспитание и приобщение детей и подростков к художественному образованию. Возраст детей, поступающих в 1-й класс, составляет от 6.6 до 9 лет. Целью ДООП «Хореографическое искусство» является Приобщение детей к хореографическому искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков. В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи: обучающие: • формирование исполнительских навыков в искусстве хореографии; • знание основ теории и истории хореографии, владение наиболее употребляемой терминологией; • развивающие: • развитие художественно-творческих способностей ребенка (фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, музыкального слуха, координации и пластики движения и т.д.); • развитие эмоциональной сферы; • укрепление психического и физического здоровья детей; воспитательные: • формирование художественно-эстетического вкуса детей средствами хореографического искусства; • формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе приобщения к разнообразному миру высокохудожественных образов. • формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой – интерес к хореографическому искусству и творческому труду, способность к самообразованию и творческой самореализации; • социализация личности обучающегося, формирование активной общественной позиции в результате привлечения к концертной деятельности. Образовательная программа реализуется посредством использования принципов личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие каждого обучающегося независимо от уровня его способностей и исполнительских возможностей; дает возможность обучающимся, показавшим качественные результаты обучения и проявившим желание, продолжить обучение по той или иной дополнительной предпрофессиональной или общеразвивающей программе. По окончании освоения ДООП выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. Программа может быть использована для разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ (при необходимости) Нормативные правовые основы разработки программы Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 1.09.2017 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы; распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Срок реализации программы Основной срок обучения в школе 4 года. По окончании срока обучения учащимся выдается свидетельство. № Наименование п/п предметной области/учебный предмет Сведения о затратах учебного времени Годы обучения (классы), количество часов в неделю 1 2 3 Итоговая аттестация (годы обучения, классы) 4 Обязательная часть 1. Учебные предметы исполнительской подготовки 1.1 Классический 2 3 3 3 . танец Народный танец 2 2 1.2 Подготовка 2 2 2 2 . концертных номеров 1.3 Гимнастика 1 1 . 1.4 Ритмика 2 2 . 2. Учебный предмет историко-теоретической подготовки 2.1 Беседы об 1 1 . искусстве 2.2 Слушание музыки 1 1 1 1 . и музыкальная грамота (или хоровой класс) Вариативная часть 3.1 Современный танец 1 1 1 . Всего: 8 10 10 10 4 4 - - - - Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия проводятся в форме групповых занятий (от 4 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут. Учебно – тематический план Классический танец 1 год обучения Тема урока 1 2 3 4 Постановка корпуса, позиции ног I, II, III, V, IV, Позиции рук: I, II, III, подготовительное положение Танцевальный шаг – шаг с вытянутого носка, шаг на полу пальцах, шаг с подъемом ноги согнутой в колени. Demi-plié в I, II, позиции лицом к станку Battementtendu из I позиции лицом к станку Кол-во часов 4 4 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Saute по I, II, III,VI позиции лицом к станку Port de bras длярук Battementstendujeté из I, позиции лицом к станку Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку Battement tenduсpur le pied лицомкстанку Relevé на полупальцах по I, II, V позиции Demi rond de jambe par terreendehor, endedanлицомкстанку Battementfondu в сторону, вперед и назад носком в пол Grand battement jetéиз I позиции Pasdebourréeenface с переменой ног лицом к станку Demi-plié по I, II, V позиции на середине зала Demi rond de jambe par terreendedan, endehorнасерединезала Подготовка к контрольному уроку Контрольный урок 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 1 1 Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков: полноценное ощущение себя в пространстве; развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы; развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц как вместе, так и поочередно; развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости; овладение техникой исполнения упражнений классического танца. 2 год обучения Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Demi-plies по I, II позициям 1 рукой за станок Battementstendus из I позиции во всех направлениях с demi-plies I форма port de bras вразличныхсочетаниях (endehors, en dedans). Battementstendusjete из I позиции во всех направлениях 1 рукой за станок Rond de jambe par terreвпервойраскладкеendehors, en dedans Passe par terreс demi-plies по I позиции, Положениеноги sur le cou de pied: - «условное» спереди, сзади, - «обхватнoe». Releves no I, II позициям: - с вытянутых ног, - с demiplie Portdebras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях: - в сторону, вперед, назад у станка Demiplies по I, II позициям насередина зала Кол-во часов 4 4 4 4 5 4 5 4 5 5 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Battementstendus из I позиции во всех направлениях; - с demiplie. На середине зала Battementstendusjete во всех направлениях из I позиции на середине зала Demi rond de jambe par terre; - ronddejambeparterre (полный круг) на середине зала Grandbattementsjete из I позиции во всех лицом к станку Battementsreleveslent на 450 и 900 во всех направлениях лицом к станку Движение польки Temps levesaute no I, II позициям Трамплинные прыжки. Battementsreleveslent во всех направлениях на 900 на середине зала Grandbattementsjete из I позиции в первоначальной раскладке на середине зала Passe par terre: - с demi-plies по I позиции, - с окончанием в demi-plies. Подготовка к контрольному уроку Контрольный урок 3 год обучения 5 Тема урока Кол-во часов 3 3 Постановка корпуса по V позиции ног Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с portdebras (I, II, III позиции рук). Demi plies по I, II, V позициям Вattementstendusиз V позиции: Battementtendusjete из V позиции во всех направлениях Battementsfondus носком в пол во всех направлениях: лицом к станку Preparation дляrond de jambe par terreendehors, en dedans. Battementsreleveslent на 900 во всех направлениях лицом к станку Grandbattementsjete из I позиции во всех направлениях лицом к станку Relevesпo I, II, V позициям: - с вытянутых ног, - с demiplie. DemipliesnoI, II, V позициям на середине зала Вattementstendus из V позиции на середине зала Battementtendusjete из V позиции во всех 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 1 4 4 5 5 5 4 5 4 5 5 4 15 16 17 18 19 20 21 22 23 направлениях насередина зала Battementsfondus носком в пол во всех направлениях на середине зала Preparation дляrond de jambe par terreendehors, en dedans насерединезала Battementsreleveslent на 900 во всех направлениях на середине зала Grandbattementsjete из I позиции во всех направлениях на середине зала Relevesпo I, II, V позициям: - с вытянутых ног, - с demiplie на середине зала Понятиеepaulement (croisee, efface, ecarte) позы. На середине зала Раs balance Temps levesaute no I, II, V позициям Petit changement de pied. 5 4 5 4 5 4 5 5 5 Grand plies no I, II позицииустанка 5 Вattementstendusиз V позиции: 4 - battements tendus pour le pled всторону 26 Battementsfondus носком в пол во всех направлениях 1 5 рукой к станку, носком в пол. 27 Battementsreleveslent на 900 во всех направлениях 5 боком к станку 28 GrandpliesnoI, II позиции на середине зала 5 29 battementstenduspourlepled в сторону на середине зала 5 30 battements tendusjeteс pique на середине зала 5 Продолжение работы над приобретенными навыками: воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца; развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций; формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала; дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях; освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники, усложнение координации; развитие артистичности, чувства позы. 24 25 4 год обучения Тема урока 1 2 3 Постановка корпуса по IV позиции у станка DemipliesnoIV позиции у станка Battements tendus: Кол-во часов 3 4 4 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 - double battements tendusустанка Battements tendusjete: - balancoireустанка Rond de jambe par terre: - на demiplies у станка Battementsfondus во всех направлениях; - с plie - releves с выходом на полупальцы у станка Battementssoutenusв первоначальной раскладке во всех направленияхноском в пол на всей стопе у станка Battementsdoublefrappes в cторону, носком в пол на всей стопе у станка Battements releves lent на 90о впозах у санка Battementsdeveloppe во всех направлениях - лицом к станку Grand battements jeteвбольшихпозах (croisee, efface, ecarte). III форма portdebras как заключение комбинаций Battementstendus во всех направлениях в малых позах на середине зала Battementstendusjete во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique на середине зала Battementsfondus во всех направлениях на середине зала Battementsfrappes во всех направлениях на середине зала Battetnentsreleveslent на 90о во всех направлениях в сочетаниях с раssе на середине зала Battetnentsdeveloppe во всех направлениях на середине зала Grandbattementsjete во всех направлениях на середине зала II Форма portdebras на середине зала Temps lie par terreendehors et en dedans. Раsechappe Pas assemble всторону Pas chasse вперед grandpliesnoIV позиции у станка Battements tendus: - впозах (croisee, efface, ecarte) устанка Battements tendusjete: - впозах (croisee, efface, ecarte) устанка Rond de jambe par terre: - на 450 endehors, en dedans у станка Battementsdeveloppe во всех направлениях - боком к станку. Понятие arabesque Battementstendus во всех направлениях в малых позах; 4 4 3 4 5 4 4 4 5 4 4 4 5 4 4 4 4 5 4 5 4 4 4 5 4 4 4 4 - в сочетании с pourlepied и demiplie на середине зала 33 изучение I, II,III arabesque 4 В целом требования четвертого года обучения совпадают с предыдущим классом, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над выработкой правильности и чистоты исполнения, освоения хореографической грамоты, переходом к элементам танцевальности. Ритмика 1 год обучения Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Основы музыкальной грамоты: Регистровая окраска. Понятие о звуке Характер музыки: Динамические оттенки: Музыкальный размер: Знакомство с длительностью звуков (ноты): Музыкальный темп Понятие «сильная доля» Понятие «музыкальная фраза» Упражнения на ориентировку в пространстве Упражнения с музыкально-ритмическими предметами Упражнения с предметами танца Танцевальные движения Поклон Шаги Бег Прыжки Работа рук Позиции ног Работа головы Движения корпуса Музыкально-ритмические упражнения Музыкально-ритмические игры Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 8 8 1 2 2 3 2 2 2 4 8 8 За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5.Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. 2 год обучения Тема урока Кол-во часов 1 Основы музыкальной грамоты Характер музыки 2 Музыкальный размер 1 3 Жанры в музыке 1 4 Понятие «сильная доля» 1 5 Понятие «затакт» 1 6 Знакомство с куплетной формой 1 7 Понятие «музыкальная фраза» 1 8 Характер музыки. Тоника 1 9 Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая) 1 10 Музыкальный темп 1 11 Музыкальные штрихи 1 12 Упражнения на ориентировку в пространстве 5 13 Упражнения с музыкально-ритмическими предметами 5 14 Упражнения с предметами танца 5 15 Танцевальные движения 5 Шаги 16 Бег 3 17 Прыжки 3 18 Работа рук 3 19 Позиции ног 3 20 Приседания 3 21 «ковырялочка» 3 22 Па галопа 3 23 Музыкально-ритмические упражнения 4 24 Хлопки 4 25 Музыкально-ритмические игры 6 За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. 1 Народно – сценический танец 1 год обучения Тема урока 1 2 3 Позиции ног Preparation к началу движения у санка Переводы ног из позиции в позицию у санка Кол-во часов 1 1 1 Demiplies, grandpliés (полуприседания и полные 2 приседания) у санка 5 Battementstendus (выведение ноги на носок) у санка 2 6 Battementstendusjetés (маленькие броски) у санка 2 7 Ronddejambeparterrе (круг ногой по полу) у санка 3 8 Подготовка к «веревочке», «веревочка» у санка 4 9 Дробные выстукивания (сочетание ритмических 4 ударов) у санка 10 Grands battements jetés (большиеброски) у станка 2 11 Relevé (подъем на полупальцы) у санка 2 12 Port de bras устанка 2 13 Подготовка к «молоточкам» у станка 3 14 Подготовка к «моталочке» у станка 3 15 Прыжки с поджатыми ногами у станка 2 16 Основные положения и движения рук на середине 2 зала 17 Русские ходы и элементы русского танца 4 18 «Припадание» 4 19 Подготовка к «веревочке» на середине зала 4 20 Подготовка к «молоточкам» на середине зала 3 21 Подготовка к «моталочке» на середине зала 3 22 «Гармошечка» 3 23 «Ковырялочки» 3 24 Основы дробных выстукиваний 3 25 Подготовка к вращениям на середине зала 3 По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь: 4 - основные положения позиций рук и ног в народном танце; - положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского танца, освоение данных элементов на середине; - владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»; - уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала; - знать движения в различных ракурсах и рисунках; - уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев; - первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним. 2 год обучения Тема урока 1 2 Demi-pliés u grand-pliés (полуприседания и полные приседания) у станка Battementstendus (cкольжение стопой по полу) у станка Кол-во часов 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Battementstendusjetés (маленькие броски) у станка Рastortillé (развороты стоп) у станка Ronddejambeparterre (круговые скольжения по полу) у станка Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя) у станка «Веревочка» Подготовка к battementsfondus у станка Développé у снанка Дробные выстукивания у санка Grandbattementsjetés (большие броски) у санка Русский поклон Основные положения и движения русского танца Положения рук в парах Положение рук в рисунках танца Ходы русского танца Припадания «Веревочка» «Молоточки» «Моталочка» в сочетании с движениями рук Все виды «гармошечек» «Ковырялочка» Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции Перескоки по 1 прямой позиции с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук Дробные движения 2 2 2 3 3 3 3 4 2 1 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь: - грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала; - ориентироваться в пространстве, на сценической площадке; - работать в паре и танцевальными группами; - знать основные движения танцев; - знать манеру исполнения упражнений и характер танцев; - знать технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали. Современный танец 1 год обучения Тема урока 1 2 3 Знакомство с предметом Разминка на середине зала (разогрев мышц) Упражнения по диагонали Кол-во часов 2 9 4 Упражнения на координацию на месте и в 4 продвижении 5 Танцевальные связки 9 Предполагаемый результат: овладение элементарными приёмами разминки на середине зала; правильное и самостоятельное выполнение разминки; знание основ работы мышц и правильного дыхания развитие простейшей координации движений. 4 2 год обучения Тема урока 1 2 3 4 5 Разминка в партере Упражнения на середине зала Упражнения в продвижении Импровизация Танцевальные связки Кол-во часов 15 10 11 10 20 Предполагаемый результат: - умение исполнять синхронно движения и комбинации; - умение выделять сильную и слабую доли; развитие пластичности, гибкости, танцевального шага, выворотности, координации. 3 год обучения Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 Упражнения у станка Упражнения на середине зала Упражнения в партере Изоляция Уровни Кросс (упражнения в продвижении) Комбинация Предполагаемый результат - Умение самостоятельно исполнять изученные комбинации - Знание и умение выполнять основные прыжковые комбинации - Овладение основами вращения на месте и в продвижении - Развитие навыка концентрации внимания Подготовка концертных номеров Кол-во часов 8 10 8 8 8 10 14 1 год обучения Тема урока 1 2 3 Разучивание танцевальных номеров Отработка танцевальных номеров Отработка отдельных движений танцевальных номеров Кол-во часов 15 20 31 На первом году обучения особое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися. Цель этих занятий развить, улучшить, закрепить физические способности необходимые для занятий хореографией. Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем в хореографических постановках. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому. Отработка исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира и русских народных постановок. 2 год обучения Тема урока 1 2 3 Разучивание танцевальных номеров Отработка танцевальных номеров Отработка отдельных движений танцевальных номеров Кол-во часов 15 20 31 На втором году обучения начинается воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание и понимание образного содержания исполняемой композиции. 3 год обучения Тема урока 1 2 3 Разучивание танцевальных номеров Отработка танцевальных номеров Отработка отдельных движений танцевальных номеров Кол-во часов 15 20 31 К концу третьего года обучения у учащегося формируется умение выполнять движения классического и народного танца, усложняя танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики; исполнять различные движения в соответствии с характером танца; раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке. 4 год обучения Тема урока 1 2 3 Разучивание танцевальных номеров Отработка танцевальных номеров Отработка отдельных движений танцевальных номеров Кол-во часов 15 20 31 На четвертом году обучения большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности, отработке техники движений, умению работать в ансамбле с другими исполнителями. Беседы об искусстве 1 год обучения Тема урока Хореография как вид искусства Выразительные средства хореографии Драматургическое построение танца Рисунок танца Музыка в хореографическом произведении Виды и жанры хореографии Появление танца. Первобытные пляски Синкретический характер искусства Государственный Академический Русский народный хор им. М. Е. Пятницкого 10 Ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А.В.Александрова 11 Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева 12 Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» 13 Красноярский ансамбль танца Сибири им. М. С. Годенко 14 Московский Государственный театр танца «Гжель» К концу первого года обучения обучающийся должен знать: - Профессиональные ансамбли народного танца России; - Жанры хореографии; - Виды хореографии и её выразительные средства; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кол-во часов 1 1 2 3 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2 год обучения № п/п Тема урока 1 Бытовые танцы средневековья и эпохи Возрождения (бранль, ригодон, сарабанда и т.д.) Зарождение балета в Западной Европе XVI – XVIII век. 2 Кол-во часов 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Бытовые танцы XVIII и XIX в. (менуэт, полонез, вальс, мазурка и т.д.) Происхождение танца в Китае Греческая хореография. Влияние греческой мифологии на хореографию Балет в Берлине Эпоха Новера Мария Тальони Фанни Черрито Анна Павлова Вацлав Нижинский Матильда Кшесинская Сергей Дягилев («Русские сезоны») Михаил Фокин Наталья Дудинская Галина Уланова Творчество М. Плисецкой и В.Васильева Творчество Е.Максимовой и М. Лиепа Творчество Н. Цискаридзе, А. Волочковой Балет «Жизель» Балет « Лебединое озеро» Балет «Щелкунчик» Балет «Спящая красавица» 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 К концу второго года обучения учащийся должен знать: - Основные танцы средневековья и эпохи Возрождения; - Эпоху Новера; - Историю балета XIX века; - Имена знаменитых танцовщиков. Гимнастика 1 год обучения Тема урока Кол-во часов 2 2 История развития художественной гимнастики. Краткое содержание и программа занятий. Правила поведения в зале. Гигиенические основы занятий. 3 Общая физическая подготовка 2 4 Общеразвивающие упражнения 2 5 Игры и игровые упражнения 2 1 2 6 Специальная физическая подготовка. 2 7 Специальные упражнения. 2 8 Прыжковые упражнения. 2 9 Танцевальные упражнения 2 10 Акробатика 2 11 Упражнения со скакалкой 2 12 Упражнения с мячом 2 13 Музыкально-ритмическая подготовка 2 14 Показательные выступления 2 15 Подготовка к контрольному уроку 2 16 Контрольный урок 2 Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное приобретение учащимися комплекса специальных навыков: полноценное ощущение себя в пространстве; развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы; развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц как вместе, так и поочередно; развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости; 2 год обучения Тема урока Кол-во часов 2 2 Правила поведения в зале; противопожарная безопасность. Гигиенические основы занятий. 3 Здоровый образ жизни Утренняя разминка 2 4 Общая и специальная физическая подготовка 3 5 Общая физическая подготовка 2 6 Игры и игровые упражнения 2 1 2 7 Упражнения с обручем 3 8 Упражнения со скакалкой 3 9 Упражнения с мячом 3 10 Музыкально-ритмическая подготовка 3 11 Показательные выступления 2 12 Акробатика Подготовка к контрольному уроку Контрольный урок 2 2 2 13 Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Гимнастика», и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: - знание анатомического строения тела; - знание приемов правильного дыхания; - знание правил безопасности при выполнении физических упражнений; - знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; - умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; - умение сознательно управлять своим телом; - умение распределять движения во времени и в пространстве; - владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса; - навыки координаций движений. Хор 1 год обучения Тема урока 1 Вводныйурок Знакомство с физическими данными учащихся Певческая установка Выработка певческого положения Упражнения для организации артикуляционного аппарата. Дикция. Звуковедение. Дыхание. Атака звука. Развитие музыкального слуха и ритма. Освоение дирижерского жеста. Звуковысотное интонирование. Первичные навыки изучения хоровых произведений. Выработка навыков пения в унисон. Кол-во часов 1 1 5 1 1 1 4 5 1 4 3 1 Развитие музыкально-исполнительских навыков. Связь музыки со словом Фразировка 3 1 1 За учебный год должно быть пройдено 6-8 произведений. Вокально-хоровые навыки Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя, правильно держать корпус, положение головы. Первичные навыки интонирования: умение слышать себя, слушать соседа, точно повторить заданный звук, петь чисто и слаженно в унисон. 2 год обучения Тема урока Кол-во часов 1 5 1 2 Вводныйурок Певческая установка Выработка певческого положения Упражнения для организации артикуляционного аппарата. Дикция. Звуковедение. Дыхание. 1 Атака звука. 4 Развитие музыкального слуха и ритма. 5 Освоение дирижерского жеста. 1 Звуковысотное интонирование. 4 Первичные навыки изучения хоровых произведений. 3 Выработка навыков пения в унисон. 1 Развитие музыкально-исполнительских навыков. 3 Связь музыки со словом 1 Фразировка 1 Правильное дыхание: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох, начальное овладение цепным дыханием.Владение первичными навыками дикции и артикуляции. 1 3 год обучения Тема урока 1 Вводныйурок Певческая установка Выработка певческого положения Упражнения для организации артикуляционного Кол-во часов 1 5 1 1 аппарата. Дикция. Звуковедение. Дыхание. Атака звука. Развитие музыкального слуха и ритма. Освоение дирижерского жеста. Звуковысотное интонирование. Первичные навыки изучения хоровых произведений. Выработка навыков пения в унисон. Развитие музыкально-исполнительских навыков. Связь музыки со словом Фразировка Начальное использование звуковеденияlegato.Пение легким напряжения.Понимание содержания и эмоциональное произведения. 2 4 5 1 4 3 1 3 1 1 звуком, без исполнение 4 год обучения Тема урока Кол-во часов 1 5 1 1 Вводныйурок Певческая установка Выработка певческого положения Упражнения для организации артикуляционного аппарата. Дикция. Звуковедение. Дыхание. 1 Атака звука. 4 Развитие музыкального слуха и ритма. 5 Освоение дирижерского жеста. 1 Звуковысотное интонирование. 4 Первичные навыки изучения хоровых произведений. 3 Выработка навыков пения в унисон. 2 Развитие музыкально-исполнительских навыков. 3 Связь музыки со словом 1 Фразировка 1 Правильное дыхание: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох, начальное овладение цепным дыханием.Владение первичными навыками дикции и артикуляции. Начальное использование звуковеденияlegato.Пение легким звуком, без напряжения.Понимание содержания и эмоциональное исполнение произведения. 1 Краткое содержание изучаемого курса Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и включает в себя предметы: Классический танец; Народно - сценический танец; Подготовка концертных номеров; Гимнастика; Ритмика; Беседы об искусстве; Слушание музыки и музыкальная грамота (или хоровой класс); История хореографического искусства; Современный танец. Ожидаемые результаты Результатом освоения ДООП «Хореографическое искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: в области исполнительской подготовки: - знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке; - знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности; - умений исполнять танцевальные номера; - умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа; - умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; - навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; - навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров; - навыков сценической практики; - навыков музыкально-пластического интонирования; - навыков сохранения и поддержки собственной физической формы. в области историко-теоретической подготовки: - первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области хореографического искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области хореографического искусства; - знаний основных средств выразительности хореографического и музыкального искусства; - знаний наиболее употребляемой терминологии хореографического искусства. Формы и методы контроля, системы оценок Оценка качества реализации ДООП «Хореографическое искусство» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концертные выступления. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов, открытых показов. Контрольные уроки, зачеты и открытый показ могут проходить в виде просмотров концертных номеров. При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов по учебному предмету в учебном году. При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хореографическом классе предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце срока обучения в форме дифференцированного зачета (открытого показа). Итоговая аттестация в виде открытого показа проводится по всем основным предметам исполнительской подготовки: классический танец, народно-сценический. Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии оценки Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: • формирование устойчивого интереса к хореографическому искусству, к занятиям танцами; • наличие исполнительской культуры; • овладение практическими умениями и навыками в хореографии; • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, открытом показе, выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; 4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. Допускается использование плюсов и минусов в выставлении оценок. Методическое обеспечение учебного процесса Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Минимально необходимый для реализации программы «Хореографическое творчество» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки, зеркала; наличие музыкального инструмента; помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал); костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной. Инструкция по технике безопасности К занятиям допускаются обучающиеся: прошедшие в начале каждого учебного года медицинский осмотр и предоставившие педагогу справку с разрешением врача посещать танцевальную занятия; прошедшие инструктаж по мерам безопасности; имеющие специальную обувь и танцевальную форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий, волосы собранные резинкой; Обучающийся должен: иметь коротко остриженные ногти; заходить в кабинет, брать инвентарь и выполнять упражнения с разрешения педагога; бережно относиться к инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению; уважительно относиться ко всем членам танцевальной группы, всем преподавателям и персоналу; в случае опоздания или прихода раньше на занятия, в танцевальный зал входить только с разрешения педагога; в случае пропуска занятия заранее предупредить педагога и сообщить о причине; знать и выполнять настоящую инструкцию. Требования безопасности перед началом занятий Обучающийся должен: переодеться , надеть на себя форму и обувь; снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.); убрать из карманов формы колющиеся и другие посторонние предметы; под руководством педагога подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия; в случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу; по команде педагога занять своё место в зале; Обучающемуся категорически запрещается: танцевать около зеркала с предметами (обруч, стул, трость) и бегать около них; садиться и виснуть на балетных станках; сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна; Требования безопасности во время занятий Обучающийся должен: обращаться к педагогу на Вы, по имени и отчеству; точно и своевременно выполнять задания педагога; качественно выполнять разминочную часть занятия и элементы движений, подготавливающие тело к не травмированному правильному исполнению танца; следовать правилам избежания травм на занятиях. Обучающемуся категорически запрещается: кричать и громко разговаривать на занятии; выполнять сложные элементы без страховки, безстраховочное выполнение только с разрешения педагога и под его присмотром; танцевать около зеркала с предметами и отрабатывать беговые кроссы, движения, элементы вблизи от них. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях Обучающийся должен: при получении травмы (вывих, надрыв мышц и т.д.) во время занятия, пострадавший или очевидец случившегося обязан немедленно сообщить об этом педагогу для принятия неотложных мер по оказанию первой помощи. с помощью педагога оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»; при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством педагога покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; по распоряжению педагога поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. Требования безопасности по окончании занятий Обучающийся должен: под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения; переодеться в раздевалке; организованно покинуть место проведения занятия; Список литературы А. Я.Ваганова «основы классического танца». - М.,2000. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2000.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1982. Кацубэ А. Влияние подвижных игр на формирование личности ребенка. - М., 2004. №3. Лисицкая т.С. Гимнастика и танец. – М., 1998. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1994. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2002. Плахотина Ю. Методика преподавания танцев на начальном этапе обучения в разновозрастных группах. – М., 2007. Классический танец. Программа (проект) для хореографических отделений музыкальных школ искусств. М.1987 г. Методическая разработка к программе “Народно-сценический танец” для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (3 класс, 2 год обучения), М., 1985г. Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ (4 класс 3 год обучения). М. 1987 г. Приложение к журналу “Внешкольник”. № 5 2001 г. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Танец. Программа для культурно-просветительных училищ (Специальность “Хореографическая”). Вариант второй. М. 1977 г. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996. Гиглаури В.Т. Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и направлениями движенческого и пластического искусства. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания МодернДжаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006. Р. Захаров.Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.“Искусство”, 1989 г. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006. Шершнев.В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественнотворческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2008. Лекции по спецдисциплинам преподавателей хореографии КГИИК, Горшкова В.Н.,Цветковой Н.В., Сентябова С.Д., Синцова Е.Н.88-93гг.