гимнастика 4 года 2024-25

СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Паспорт программы
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки программы
Срок реализации программы
Сведения о затратах учебного времени
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебно - тематический план
Краткое содержание изучаемого курса
Ожидаемые результаты
Формы и методы контроля, системы оценок
Методическое обеспечение учебного процесса
Инструкция по технике безопасности
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

2

3
4
5
6
6
6
7
21
21
22
23
24
25

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Дополнительная общеобразовательная
программа
В области эстетического искусства
«эстетическое воспитание»

1.

Полное название

2.

Направленность

Художественная

3.

Тип программы

Общеразвивающая

4.

Вид деятельности

эстетическое воспитание

5.

Автор-составитель

Сироткина Ирина Анатольевна, преподаватель

6.

Цели

выявлять способности и возможности ребёнка,
обогащать его духовный мир;
• развивать в каждом ребёнке
заинтересованность, музыкальную
восприимчивость, творческую активность;
• помочь освободиться от природной
«зажатости», мышечной напряжённости;

7.

Задачи

• помочь приобрести индивидуальность,
смелость, артистичность, уверенность в себе в
различных формах творческого проявления; •
развивать мелкую моторику рук;
• помочь ребёнку адаптироваться в коллективе
ребят.

8.

Форма обучения

Очная

9.

Краткое
содержание

Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса с
учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающегося и включает в себя
предметы:
Гимнастика;
Классический танец;
Подготовка концертных номеров;
Хор;
Ритмика;
3

10. Возрастная
категория

С 6.5

11. Категория
состояния здоровья

Дети с основной группой здоровья

12. Период реализации
программы

4 года

13. Продолжительность Общее количество часов по учебному плану
составляет 1056 ч.
реализации
программы в часах
14. Число детей,
обучающихся в
группе

8-15 человек

16. Место реализации

МАУ ДО «ДШИ»
Тюменская область, с. Армизонское, ул. Карла
Маркса, д. 5.
1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «эстетическое
развитие» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 No191-01-39/06ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
эстетического развития в детских школах искусств.
Эстетическое воспитания детей как обязательный аспект развития каждого
ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой
современного взгляда научной мысли и педагогической практики воспитания
детей. Важным целеполагающим аспектом воспитания детей сегодня является
формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на
общечеловеческие духовные ценности.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка, наиболее
мощным является культура.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей
культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение,
мышление, коммуникативные навыки, основы его будущей профессии.

4

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в
значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в
которых он родился и живет.
В основе данной программы лежит масштабный образовательный блок. Его
актуальность и назначение заключается в обучении, воспитании, развитии
каждого участника образовательного процесса, в приобщении учащихся ко всем
видам деятельности, в выявлении более одаренных детей и выявление
творческой среды для их дальнейшей специализации.
Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают
формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Практическая
деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую
мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми
школьных образовательных программ в будущем.
Возраст детей, приступающих к освоению программы с 7 до 14лет.
Предлагаемая программа рассчитана на 4-х годичный срок обучения.
Цели и задачи ДООП:
• выявлять способности и возможности ребёнка, обогащать его духовный мир;
• развивать в каждом ребёнке заинтересованность, музыкальную
восприимчивость, творческую активность;
• помочь освободиться от природной «зажатости», мышечной напряжённости;
• помочь приобрести индивидуальность, смелость, артистичность, уверенность
в себе в различных формах творческого проявления; • развивать мелкую
моторику рук;
• помочь ребёнку адаптироваться в коллективе ребят.
В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи:
обучающие:
• формирование исполнительских навыков в предмете гимнастика;
• знание основ теории и истории гимнастики, владение наиболее
употребляемой терминологией;
развивающие:
развитие художественно-творческих способностей ребенка (фантазии,
воображения, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма,
музыкального слуха, координации и пластики движения и т.д.);
развитие эмоциональной сферы;
укрепление психического и физического здоровья
детей; воспитательные:
формирование художественно-эстетического вкуса детей средствами
эстетического развития;
формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка на
основе приобщения к разнообразному миру высокохудожественных образов.
5

Программа может быть использована для разработки индивидуальных
образовательных маршрутов для детей с ОВЗ( при необходимости)
Нормативные правовые основы разработки программы
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации
от 1.09.2017 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями); Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р
«Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы»; распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования
детей»; постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».

Срок реализации программы
Основной срок обучения в школе 4 года. По окончании срока обучения
учащимся выдается свидетельство. При прохождении не полного курса
обучения (4 года) учащимся выдается сертификат.

Сведения о затратах учебного времени
№

Наименование предметной

п/п

области/учебного
предмета

Срок освоения: 4
года
Годы обучения
Промежуточная и
итоговая аттестация
(классы), количество (годы
аудиторных часов в обучения, классы)
неделю
1
2
3
4 Промежуточ Итоговая
ная
аттестация
аттестация (диф.
(зачет)
зачет)

1.
2.

Учебные предметы
исполнительской подготовки:
Классический танец
Ритмика

1
1

1
1

1
1

1
1

1,2,3
1,2,3

4
4

3.

Гимнастика

2

2

2

2

1,2,3

4

6

4.
5.

Хор
Подготовка концертных номеров

1
3

1
3

1
3

1
3

Всего:

8

8

8

8

1,2
1,2,3

3
4

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в форме групповых занятий (от 4 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.

Учебно – тематический план
Классический танец
1 год обучения
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Постановка корпуса, позиции ног I, II, III, V, IV, Позиции
рук: I, II, III, подготовительное положение
Танцевальный шаг – шаг с вытянутого носка, шаг на полу
пальцах, шаг с подъемом ноги согнутой в колени.
Demi-plié в I, II, позиции лицом к станку
Battement tendu из I позиции лицом к станку
Saute по I, II, III,VI позиции лицом к станку
Port de bras для рук
Battements tendu jeté из I, позиции лицом к станку
Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку
Battement tendu с pur le pied лицом к станку
Relevé на полупальцах по I, II, V позиции
Demi rond de jambe par terre en dehor, en dedan лицом к
станку
Battement fondu в сторону, вперед и назад носком в пол
Grand battement jeté из I позиции
Pas de bourrée en face с переменой ног лицом к станку
Demi-plié по I, II, V позиции на середине зала
Demi rond de jambe par terre en dedan, en dehor на середине
зала
Подготовка к контрольному уроку
Контрольный урок

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
1

Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное
приобретение учащимися комплекса специальных навыков:
 полноценное ощущение себя в пространстве;
 развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы;
7

 развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц как вместе, так и поочередно;
 развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости;
 овладение техникой исполнения упражнений классического танца.

2 год обучения
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Demi-plies по I, II позициям 1 рукой за станок
Battements tendus из I позиции во всех направлениях с
demi-plies
I форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors,
en dedans).
Battements tendus jete из I позиции во всех направлениях
1 рукой за станок
Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en
dedans
Passe par terre с demi-plies по I позиции,
Положение ноги sur le cou de pied:
- «условное» спереди, сзади,
- «обхватнoe».
Releves no I, II позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi plie
Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:
- в сторону, вперед, назад у станка
Demi plies по I, II позициям на середина зала
Battements tendus из I позиции во всех направлениях;
- с demi plie. На середине зала
Battements tendus jete во всех направлениях из I позиции
на середине зала
Demi rond de jambe par terre;
- rond de jambe par terre (полный круг) на середине зала
Grand battements jete из I позиции во всех лицом к станку
Battements releves lent на 450 и 900 во всех направлениях
лицом к станку
Движение польки
Temps leve saute no I, II позициям
Трамплинные прыжки.
Battements releves lent во всех направлениях на 900 на
8

Кол-во
часов
4
4
4
4
5
4
5

4

5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

середине зала
Grand battements jete из I позиции в первоначальной
раскладке на середине зала
Passe par terre:
- с demi-plies по I позиции,
- с окончанием в demi-plies.
Подготовка к контрольному уроку
Контрольный урок
3 год обучения

20
21

22
23

Тема урока
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19

Постановка корпуса по V позиции ног
Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании
с port de bras (I, II, III позиции рук).
Demi plies по I, II, V позициям
Вattements tendus из V позиции:
Battement tendus jete из V позиции во всех
направлениях
Battements fondus носком в пол во всех направлениях:
лицом к станку
Preparation для rond de jambe par terre en dehors, en
dedans.
Battements releves lent на 900 во всех направлениях
лицом к станку
Grand battements jete из I позиции во всех
направлениях лицом к станку
Releves пo I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
- с demi plie.
Demi plies no I, II, V позициям на середине зала
Вattements tendus из V позиции на середине зала
Battement tendus jete из V позиции во всех
направлениях на середина зала
Battements fondus носком в пол во всех направлениях
на середине зала
Preparation для rond de jambe par terre en dehors, en
dedans на середине зала
Battements releves lent на 900 во всех направлениях на
середине зала
Grand battements jete из I позиции во всех
направлениях на середине зала
Releves пo I, II, V позициям:
- с вытянутых ног,
9

4
4

1

Кол-во
часов
3
3
4
4
5
5
5
4
5
4

5
5
4
5
4
5
4
5

20
21
22
23

- с demi plie на середине зала
Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы. На
середине зала
Раs balance
Temps leve saute no I, II, V позициям
Petit changement de pied.

4
5
5
5

Grand plies no I, II позиции у станка
5
Вattements tendus из V позиции:
4
- battements tendus pour le pled в сторону
26
Battements fondus носком в пол во всех направлениях
5
1 рукой к станку, носком в пол.
27
Battements releves lent на 900 во всех направлениях 5
боком к станку
28
Grand plies no I, II позиции на середине зала
5
29
battements tendus pour le pled в сторону на середине
5
зала
30
battements tendus jete с pique на середине зала
5
Продолжение работы над приобретенными навыками:
воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы
для достижения выразительности и осмысленности танца;
развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;
формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений,
выработка устойчивости на середине зала;
дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и
увеличения нагрузки в упражнениях;
освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники,
усложнение координации;
развитие артистичности, чувства позы.
24
25

4 год обучения
Тема урока
1
2
3
4
6
7
8

Постановка корпуса по IV позиции у станка
Demi plies no IV позиции у станка
Battements tendus:
- double battements tendus у станка
Battements tendus jete:
- balancoire у станка
Rond de jambe par terre:
- на demi plies у станка
Battements fondus во всех направлениях;
- с plie - releves с выходом на полупальцы у станка
Battements soutenus в первоначальной раскладке во всех
10

Кол-во
часов
3
4
4
4
4
3
4

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

направлениях носком в пол на всей стопе у станка
Battements double frappes в cторону, носком в пол на
всей стопе у станка
Battements releves lent на 90о в позах у санка
Battements developpe во всех направлениях - лицом к
станку
Grand battements jete в больших позах (croisee, efface,
ecarte).
III форма port de bras как заключение комбинаций
Battements tendus во всех направлениях в малых позах
на середине зала
Battements tendus jete во всех направлениях в малых
позах в сочетании с pique на середине зала
Battements fondus во всех направлениях на середине
зала
Battements frappes во всех направлениях на середине
зала
Battetnents releves lent на 90 о во всех направлениях в
сочетаниях с раssе на середине зала
Battetnents developpe во всех направлениях на середине
зала
Grand battements jete во всех направлениях на середине
зала
II Форма port de bras на середине зала
Temps lie par terre en dehors et en dedans.
Раs echappe
Pas assemble в сторону
Pas chasse вперед
grand plies no IV позиции у станка
Battements tendus:
- в позах (croisee, efface, ecarte) у станка
Battements tendus jete:
- в позах (croisee, efface, ecarte) у станка
Rond de jambe par terre:
- на 450 en dehors, en dedans у станка
Battements developpe во всех направлениях - боком к
станку.
Понятие arabesque
Battements tendus во всех направлениях в малых позах;
- в сочетании с pour le pied и demi plie на середине зала
изучение I, II,III arabesque

5
4
4
4
5
4
4
4
5
4
4
4
4
5
4
5
4
4
4
5
4
4
4
4
4

В целом требования четвертого года обучения совпадают с предыдущим
классом, но с учетом усложнения программы: продолжается работа над
11

выработкой правильности и чистоты исполнения, освоения хореографической
грамоты, переходом к элементам танцевальности.
Подготовка концертных номеров
1 год обучения
Тема урока

Кол-во
часов
39

1

Разучивание танцевально гимнастических номеров

2

Отработка отдельных движений и упражнений

30

3

Отработка танцевально гимнастических номеров

30

Приобретение навыка: танцевать в паре и чувствовать партнера, распределять
сценическую площадку.
Танцы на основе изученных движений по предметам «Ритмика», «Гимнастика».
В первом классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде
творческого просмотра.

2 год обучения
Тема урока

Кол-во
часов
39

1

Разучивание танцевальных номеров

2

Отработка танцевальных номеров

30

3

Отработка отдельных движений танцевальных

30

номеров
Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует
улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому
в дальнейшем в гимнастических компазициях.
Во втором классе в конце года проводится промежуточная аттестация в виде
творческого показа.

3 год обучения
Тема урока
1

Разучивание танцевальных номеров

12

Кол-во
часов
39

2
3

Отработка танцевальных номеров
Отработка отдельных движений танцевально
гимнастических номеров.

30
30

Усложнение движений и гимнастических упражнений, их соединение между
собой, умение перейти от одного движения к другому. Отработка исполнения
учащимися небольших вариаций и готовых гимнастических композиций .

4 год обучения
Тема урока
1
2
3

Разучивание танцевальных номеров
Отработка танцевальных номеров
Отработка отдельных движений и упражнений
гимнастических номеров

Кол-во
часов
39
30
31

В четвертом классе в течение года обучающиеся могут принимать участие в
концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня, в конце года проводится
итоговая аттестация в виде концерта.

Ритмика
1 год обучения
Тема урока
1 1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2 2. Ритмико-гимнастические упражнения

Кол-во
часов
5
8

3

Партерная гимнастика

3

4

Общеразвивающие упражнения

5

5

Упражнения на расслабления мышц

2

7

Танцевальные упражнения, композиции,
импровизации.

10

1. Имеют интерес заниматься ритмикой.
2. Слышать и понимать музыку, исполнять движения «музыкально»
13

3.Ориентироваться в пространстве при построении фигур.
4.Выполнять основные танцевальные элементы.
5. Исполнять предложенные танцевальные композиции.
6.Умеют дружески общаться с участниками коллектива.

2 год обучения
Тема урока
1 1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2 2. Ритмико гимнастические упражнения

Кол-во
часов
3
5

3

Партерная гимнастика

2

4

Общеразвивающие упражнения

5

5

Упражнения на координацию движения

5

6

Упражнения на расслабления мышц

2

7 3. Игры под музыку

2

8 4. Танцевальные упражнения

9

1. Имеют интерес заниматься ритмикой.
2. Слышать и понимать музыку, исполнять движения «музыкально»
3.Ориентироваться в пространстве при построении фигур.
4.Выполнять основные гимнастические элементы.
5. Исполнять предложенные гимнастические композиции.
6.Умеют дружески общаться с участниками коллектива.

3 год обучения
Тема урока

14

Кол-во
часов

1 1. Упражнения на ориентировку в пространстве

2

2 2. Ритмико - гимнастические упражнения

3

3

Общеразвивающие упражнения

5

4

Упражнения на координацию движений

5

5

Упражнение на расслабление мышц

3

6 3. Игры под музыку

5

7 4. Танцевальные упражнения

10

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических
1. Исполнять движения, сохраняя правильную осанку, выворотность ног, положение
головы, рук.
2. Умеют исполнять «вращения» (держать «точку». Умеют быстро ориентироваться в
исполняемых композициях на различных местах.
3. Активно участвуют в жизни и концертной деятельности коллектива.
4. Исполнять гимнастические постановки эмоционально, музыкально.

4 год обучения
Тема урока
1 1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2 2. Ритмико – гимнастические упражнения

Кол-во
часов
2
5

2.
Общеразвивающие упражнения

3

4

Упражнения на координацию движения

5

5

Упражнения на расслабления мышц

3

3
3.

15

6 3. Игры под музыку

2

7 4. Танцевальные упражнения

13

4.
Выпускник отделения «Ритмика» начальной общеобразовательной школы умеет
демонстрировать следующие качества:
- имеет хорошо развитые физические данные, крепкую память, волю,
мышечную силу, двигательную активность;
- имеет достаточно высокий уровень музыкальности, координации, образного
мышления, актёрской выразительности;
- свободно владеет навыками исполнения изученных танцев различного уровня
сложности;
- определяет на слух образцы классической, народной, современной музыки,
ориентируется в музыкальном сопровождении танцев;
- умеет вслушиваться в интонации музыки, отражает её образносодержательный характер;
- умет импровизировать под разножанровую и разнохарактерную музыку;
- ориентируется в вопросах, связанных с развитием хореографического
искусства, жанрах, видах, направлениях;

Гимнастика
1 год обучения
Тема урока

Кол-во
часов
2

2

История развития художественной гимнастики. Краткое
содержание и программа занятий. Правила поведения в
зале.
Гигиенические основы занятий.

3

Общая физическая подготовка

5

4

Общеразвивающие упражнения

5

5

Игры и игровые упражнения

2

1

16

2

6

Специальная физическая подготовка.

5

7

Специальные упражнения.

5

8

Прыжковые упражнения.

4

9

Танцевальные упражнения

4

10

Акробатика

7

11

Упражнения со скакалкой

4

12

Упражнения с мячом

5

13

Музыкально-ритмическая подготовка

4

14

Показательные выступления

4

15

Подготовка к контрольному уроку

4

16

Контрольный урок

4

Основная задача первого года обучения – последовательное, целенаправленное
приобретение учащимися комплекса специальных навыков:
 полноценное ощущение себя в пространстве;
 развитие осанки, освоение позиций рук, ног, положений корпуса и головы;
 развитие выносливости и умения владеть различными группами мышц как вместе, так и поочередно;
 развитие эластичности мышц, гибкости корпуса, выработки устойчивости;

2 год обучения
Тема урока

2

Правила поведения в зале; противопожарная
безопасность.
Гигиенические основы занятий.

3

Здоровый образ жизни
Утренняя разминка

1

Кол-во
часов
4
4
4

17

4

Общая и специальная физическая подготовка

4

5

Общая физическая подготовка

7

6

Игры и игровые упражнения

4

7

Упражнения с обручем

7

8

Упражнения со скакалкой

4

9

Упражнения с мячом

7

10

Музыкально-ритмическая подготовка

4

11

Показательные выступления

5

12
13
14

Акробатика
Подготовка к контрольному уроку
Контрольный урок

4
4
4

четко выполнять базовые элементы;
– четко выполнять специальные элементы;
– выполнять соревновательные упражнения;
– выполнять согласованные двигательные действия сложного характера под
музыкальное сопровождение;
– распознавать ритм, темп и характер музыкального произведения

3 год обучения
Тема урока

Кол-во
часов
3

3

Правила поведения в зале; противопожарная
безопасность.
Гигиенические основы занятий. Здоровый образ
жизни
Профилактика травматизма.

4

Общая и специальная физическая подготовка

4

6

Общая физическая подготовка.

5

7

Общеразвивающие упражнения:

5

1
2

18

3
4

8

Игры и игровые упражнения

5

9

Специальная физическая подготовка
(техническая)

4

10

Танцевальные упражнения

5

11

Акробатика

6

12

Упражнения со скакалкой

5

13

Упражнения с мячом

6

14

Упражнения с обручем

6

15

Показательные выступления

5

Продолжение работы над приобретенными навыками:
воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы
для достижения выразительности и осмысленности композиций;
развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций;
формирование точности и чистоты исполнения пройденных движений,
выработка устойчивости на середине зала;
дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и
увеличения нагрузки в упражнениях;
освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники,
усложнение координации;
развитие артистичности, чувства позы.

4 год обучения
Тема урока

Кол-во
часов
3

2

Правила поведения в зале; противопожарная
безопасность.
Общая и специальная физическая подготовка

3

Танцевальные упражнения

8

4

Акробатика

10

6

Упражнения без предметов

10

1

19

5

7

Упражнения с предметами

10

8

Позиции ног

4

9

Позиции рук

4

10

Музыкально-ритмическая подготовка

4

11

Показательные выступления

4

12

Контрольные уроки

4

овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;
– приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья;
- повысится адаптация организма обучающихся к физическим нагрузкам;
- улучшится гибкость и растянутость мышц ног;
-повысится координация;
- увеличится время выполнения равновесия;
- приобретут необходимые гигиенические навыки;
- разовьют физические и психомоторные качества;
- укрепят здоровье;
- научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий;
- разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;
-научатся красиво, грациозно двигаться.

Учебно-тематический план по хору на 1-4 годы обучения
№
п.п

Название
разделов и тем

1
1.1

Вводный урок
Знакомство
физическими
данными
учащихся
Певческая
5
установка
Выработка
1
певческого
положения
Упражнения для 1
организации
артикуляционного
аппарата. Дикция.

2
2.1

2.2

Количество аудиторных занятий по
обучения
1
2
3
4
1
1
1
1
с 1
1
1
1

5

5

5

1

1

1

1

1

1

20

годам

2.3
2.4
3

3.1

3.2
4

4.1

5

5.1
5.2

Звуковедение.
Дыхание.
Атака звука.
Развитие
музыкального
слуха и ритма.
Освоение
дирижерского
жеста.
Звуковысотное
интонирование.
Первичные
навыки изучения
хоровых
произведений.
Выработка
навыков пения в
унисон.
Развитие
музыкальноисполнительских
навыков.
Связь музыки со
словом
Фразировка
Итого

1
4
5

1
4
5

1
4
5

1
4
5

1

1

1

1

4

4

4

4

3

3

3

3

1

1

1

1

3

3

3

3

1

1

1

1

1
33

1
33

1
33

1
33

2. Требования по годам обучения
За каждый учебный год должно быть пройдено 6-8 произведений.
1 этап (1-2 класс)
Вокально-хоровые навыки
1. Основные навыки певческой установки - пение сидя и стоя, правильно
держать корпус, положение головы.
2. Первичные навыки интонирования: умение слышать себя, слушать соседа,
точно повторить заданный звук, петь чисто и слаженно в унисон.
3. Правильное дыхание: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч,
петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый
вдох, начальное овладение цепным дыханием.
4. Владение первичными навыками дикции и артикуляции.
5. Начальное использование звуковедения legato.
6. Пение легким звуком, без напряжения.
7. Понимание содержания и эмоциональное исполнение произведения.
Краткое содержание изучаемого курса
21

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и включает
в себя предметы:
Классический танец;
хор;
Подготовка концертных номеров;
Гимнастика;
Ритмика;
Ожидаемые результаты
Результатом освоения ДООП «Эстетического воспитания» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 в области исполнительской подготовки:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной
площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и гимнастических
средств выразительности;
- умений исполнять танцевально - гимнастические номера;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями,
упражнениями на развитие физических данных;
- навыков исполнения танцевально - гимнастических номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
 в области ритмической и гимнастической подготовки:
- точно, свободно и легко исполнять гимнастические элементы;
- уметь координировать движения;
-уметь соотносить движения с музыкой;
- самостоятельно исполнять гимнастические композиции (синхронно,
эмоционально и т. д.),
- знать о графическом рисунке танца, движении по линии и против линии
номера, геометрической точности рисунка, понятие о симметрии и асимметрии
рисунка номера;
-определять темпы музыкальных произведений;
- не бояться выступлений на большой сцене перед зрителями.

Формы и методы контроля, системы оценок

22

Оценка качества реализации ДООП «Эстетического воспитания»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
В качестве
средств
текущего
контроля
успеваемости
могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, концертные выступления.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и
зачетов, открытых показов. Контрольные уроки, зачеты и открытый показ
могут проходить в виде просмотров концертных номеров. При проведении
промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не
более четырех зачетов по учебному предмету в учебном году.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь
процесс приобретения знаний, умений, навыков в гимнастическом классе
предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной
деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце срока обучения в
форме дифференцированного зачета (открытого показа). Итоговая аттестация в
виде
открытого показа проводится по всем основным предметам исполнительской
подготовки: гимнастика, ритмика, подготовка концертных номеров.
Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить
уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. При
оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать:
• формирование устойчивого интереса к эстетическому воспитанию, к
занятиям гимнастикой;
• наличие исполнительской культуры;
• овладение практическими умениями и навыками в гимнастике;
• степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений. По итогам исполнения программы на зачете, открытом
показе,
выставляется оценка по пятибалльной шкале:

23

Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2
(«неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)

Критерии оценивания выступления
технически качественное и
художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения;
отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном);
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно:
неграмотно
и
невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка, неумение анализировать свое
исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.;
комплекс недостатков, являющийся следствием
нерегулярных занятий, невыполнение программы
учебного предмета;
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.

Допускается использование плюсов и минусов в выставлении оценок.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для реализации образовательной программы минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
• концертный зал, звукотехническим и видео оборудованием;
• гимнастический зал;
• раздевалку, душевую;
• костюмерную;
• учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.
Гимнастический зал оборудован зеркалами, станками, оснащен
фортепиано и аудио видео аппаратурой.
Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда; соблюдаются своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных
инструментов.

Инструкция по технике безопасности
1.1. Возможное воздействие на обучающихся опасных факторов при проведении
уроков/занятий по гимнастике:
24

- использование неисправного спортивного оборудования и инвентаря;
- выполнение упражнений на спортивных снарядах без страховки;
- использование непрочно установленного и незакреплённого оборудования.
1.2. На уроке/занятии по физической культуре соблюдать правила пожарной
безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и
плана эвакуации.
1.3. На уроках/занятиях по гимнастике соблюдать правила поведения в
спортивном зале.
1.4. Соблюдать в процессе уроков/занятий по гимнастике порядок выполнения
упражнений.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая
обязан немедленно сообщить о случившимся учителю (преподавателю,
воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения.
2. Требования по соблюдению мер безопасности перед началом занятий.
2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Внимательно прослушать инструктаж учителя о порядке,
последовательности и мерах безопасности при выполнении физических
упражнений.
3. Требования по соблюдению мер безопасности во время занятий.
3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его
помощника.
3.2. Не выполнять без страховки сложные элементы и упражнения.
3.3. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
3.4. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений
другим обучающимся.
3.5. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов
приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
3.6. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать
достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
4. Требования по соблюдению мер безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или
социального характера немедленно прекратить занятия и точно следовать
командам учителя по эвакуации.
25

5. Требования по соблюдению мер безопасности по окончании занятий.
5.1. Сообщить о плохом самочувствии учителю по окончании урока/занятия по
физической культуре.
5.2. Убрать в отведённое место для хранения спортивный инвентарь.
5.3. Соблюдать дисциплину в раздевалке спортивного зала.

Список литературы, используемой при написании программы.
1.«Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном
процессе» научно - практический сборник инновационного опыта под
редакцией И.В. Чупахи, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой;
2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические
материалы в помощь психологам и педагогам.- М.:ТЦ Сфера, 2003г.
3.Аронова Е.Ю., Хашабова К.А. «Физкультурно-оздоровительная работа
с дошкольниками в детском саду и дома».
4.Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983г.
5.Велитченко В.К. «Физкультура для ослабленных детей».
6.Галанов А.С. «Игры, которые лечат».
7.Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для
родителей и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
8.Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении.- М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2004г.
9.Дик Н.Ф. «Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников».
10.Пособие для практических работников детских дошкольных
учреждений М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка.
1.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.
Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
2.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
3.
Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д»,
2004
4.
Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
5.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах
музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972
6.
Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной
школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973
7.
Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960

26

8.
Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по
ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
9.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
10. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
11. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое
пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
12. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.:
Просвещение, 1972
13. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
14. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
15. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа»,
1998

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».